Психогенетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам

Файлы: 1 файл

ГЕНЕТИКА.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

Косвенно об этом свидетельствуют  интересные факты, полученные при изучении развития навыков ходьбы у индейцев племени Хопи. В системе традиционного воспитания Хопи туго спеленутых младенцев привязывают

202

к доске, освобождая только один или два раза в день для  смены пеленок. Таких младенцев  сравнивали потом с детьми Хопи, которые росли без ограничения их двигательной активности. Оказалось, что дети той и другой группы начинали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, жесткое ограничение движения радикально не меняет сроки созревания. Было бы, однако, преждевременно на этой основе судить о том, что опыт не оказывает влияния на локомоторное развитие младенца. <...>

Темп созревания

Динамика функционального  созревания ЦНС может быть охарактеризована как количественно, так и качественно. <...> Темп характеризует интенсивность  процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма  на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды  ускорения и замедления биологического созревания.

Наличие более или менее  определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма  определяет средние нормативные  показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует  основной направленности развития. Большинство  индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в  формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей  связаны с индивидуальными различиями

203

в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать  как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему  показателей данной популяции, в  пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

Наряду с индивидуальными чрезвычайно выражены половые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрелости у девочек.

Биологический возраст. Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Представление о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая  по срокам прорезывания молочных и  постоянных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения  скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых  признаков. <...>

 

16  Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль". Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов. В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Его учение опирается на две основные посылки. "Первая из них — признание первичности психического и мысли в ткани универсума. Вторая — признание за окружающей нас общественной жизнью "биологического" значения". Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития. В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий. В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных. Это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству. Биологическую природу человека, а он относится к одному из биологических видов, существующих на земле, определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гоминоиду (человекоподобному). Причем на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Так, например, средняя "нормальная" продолжительность жизни человека, по данным науки, должна находиться в пределах 80 — 120 лет с учетом, разумеется, того, что он не подвержен наследственным и инфекционным болезням. Подобная "живучесть" Homo sapiens, считают ученые, предопределена его принадлежностью к виду гоминоидов. Практически лишь немногие из живущих укладываются в эти параметры и не в последнюю очередь из-за влияния на них социальных факторов — войн, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций. Биологически предопределены у человека возрастные периоды — детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детского во взрослое состояние.

Каждый человек уникален и это  тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью  генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о  том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь  предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

 

17. Учение  о темпераменте, физиологическая  и психологическая ветви, психогенетические  исследования.

К темпераменту традиционно относят формально  – динамические характеристики

поведения ч-ка,  характеристики индивида со стороны динамических особенностей

его психической д-сти, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности

составляющих эту д-сть психических процессов и состояний. Черты темперамента

определяют не столько то, что  человек делает, сколько как он это делает, т.е.

они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно

влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.

Для психогенетического исследования существенны несколько моментов: 1) В

разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным,

поскольку некоторые особенности  поведения, характерные для маленьких  детей

(н\р регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и

т.п.), либо отсутствуют, либо имеют  совсем иной смысл в более старших

возрастах. 2) методы диагностики динамических характеристик – вопросники,

основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики,

наблюдение, как правило, имеют  значительно меньшую, чем н\р тесты

IQ,статистическую надежность и часто дают разные результаты. 3) Существует

традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера.

Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной

стороной личности, это не позволяет  надежно развести проявления одного и

другого: динамические характеристики д-сти могут в конкретных случаях

определяться не только чертами  темперамента, но и, н\р высокой

мотивированностью к данной д-сти, т.е. собственно личностной чертой.

Наследственно заданные св-ва принадлежат индивидному уровню, объединяющему

сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, - в

частности, кодированные в геноме,  - характеристики индивидуальности.

Наследуемость – один из критериев, обязательный для отнесения той  или иной

психологической черты к темпераменту.

Исследование генотип-средовых соотношений в изменчивости компонентов

темперамента у детей первых лет жизни.

В исследовании М.Риза, проведенном  на 45-47 парах МЗ, 38-39 однополых парах  и

70-82 парах разнополых ДЗ первых дней жизни (3,7 дня), у тех и других

получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам

темперамента (возбудимость, способность  успокаиваться и др.) и по

характеристикам активности во сне  и бодрствовании. Главной причиной этого

являются пренатальные условия и особенности родов. В этом возрасте гены не

являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту.

В ближайшие месяцы ситуация существенно  меняется. В четырех исследованиях,

проведенных с близнецами 10 возрастов  – от 3 до 12 месяцев только в одном

случае сходство в парах ДЗ оказалось выше, чем МЗ. В остальных 9 возрастных

группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Генетические влияния уже вполне

отчетливы. Это подтверждается и  методом приемных детей.

Уже начиная примерно с 9 месяцев  жизни проявляется генетически  заданная

индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е.

темперамента.

По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании был выделен

синдром трудного темперамента. Его  признаками являются: низкая ритмичность,

преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и

высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые

годы жизни. Трудный темперамент  детства имеет проекцию в приспособленность

взрослого ч-ка к разным сферам д-сти – обучения, соц-ой, семейной и т.д.

соответствующие корреляции с первым и вторым годами жизни нулевые, но с

трудным темпераментом в 3 года трудности  взрослого уже имеют корреляцию. Чем

выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он труднее, тем  ниже

приспособленность взрослого. По данным близнецового исследования из пяти

компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую

генетическую составляющую (слабая реакция, высокая интенсивность  реакций,

низкая регулярность), один – плохая адаптивность – определяется в основном

общесемейной средой, и еще один – негативное настроение – индивидуальной

средой. Правда, в двух последних  признаках влияния наследственности тоже

констатируются.

Исследования черт темперамента у  взрослых.

В подавляющем большинстве работ  используются схема и методики Г.Айзенка.

оценивается экстра-интроверсия и  нейротицизм или близкие к ним свойства:

социабельность, активность и т.д. меньше исследован психотицизм

(характеризует агрессивность,  холодность, эгоцентричность, отсутствие эмпатии

и т.п.).

Психогенетические исследования, суммированные  Пломиным с соавторами, показали

отчетливое, хотя и не очень высокое  влияние наследственности. Коэффициент

наследуемости по экстраверсии выше, по нейротицизму примерно тот же, что

свидетельствует о хорошей воспроизводимости результатов. В некоторых работах

получено очень низкое сходство ДЗ – более чем вдвое ниже сходства МЗ, что

говорит, по-видимому, о неаддитивном типе наследования. Обобщенные оценки

Информация о работе Психогенетика