Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам
5. Генеалогический метод, его ограничения.
Генеалогический метод.
Т.е. метод исследования семей. Если какой-либо признак кодируется в генах, то
чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг
на друга по данному признаку должны быть эти люди. Обязательное условие
использования генеалогического метода – наличие родственников первой степени
родства, образующих так называемую нуклеарную (ядерную) семью. К ним
относятся пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг. Они, и только они,
имеют в среднем 50% общих генов. Далее, с уменьшением степени родства,
уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство
людей. Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире
круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть
получаемые результаты.
Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и
символы. Ч-к, ради которого собирается родословная (например, обладающий
какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно
наследственным заболеванием), называется пробандом.
- мужчина
ДЗ
близнецы
|
| ||||
|
- женщины
МЗ близнецы
мужчина обладающие
женщина изучаемым признаком
брак
- пол неизвестен
братья
и сестры (сиблинги)
|
|
пробанд
Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных
отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда на
генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют
генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа
специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом
исследовании.
Однако разрешающая
генетического и средового компонентов фенотипической дисперсии
психологического признака очень невелика.
Еще труднее развести в семейном исследовании влияния этих факторов, когда
речь идет не о специальной способности, скажем, музыкальной, а об
особенностях интеллекта, памяти, внимания и о других непрерывно
распределенных
Вследствие этого
семьи по психологическим
признакам может иметь и
происхождение. Все это приводит к выводу о том, что семейное исследование
само по себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую
разрешающую способность и не позволяет надежно развести генетический и
средовый компоненты дисперии психологического признака.
6 Метод приемных детей.
Является теоретически наиболее чистым методом психогенетики, обладающим
максимальной разрешающей
включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям –
усыновителям, их биологические и приемные родители. С первыми дети имеют, как
родственники
Первой степени в среднем 50% общих генов, но не имеют никакой общей среды. Со
вторыми, наоборот, имеют общую среду, но не имеют общих генов. Сходство
биологических родителей с их отданными на воспитание детьми дает достаточно
надежную оценку наследуемости. Сходство же усыновленных детей с приемными
родителями оценивает средовый компонент дисперсии. Для контроля желательно
включить в исследование обычные семьи – родных родителей и детей, живущих
вместе. Одни из очень интересных и информативных вариантов метода –
исследование так называемых приемных (сводных) сиблингов, т.е. нескольких
детей – неродственников, усыновленных одной семьей. Учитывая, что такие дети
не имеют общих генов, их сходство (если оно обнаруживается) может быть
результатом только действия общесемейной среды.
Выявляют две схемы этого метода: полную и частичную. Полная предполагает
объединение данных, полученных на двух группах: разлученных родственников
(биологические родители и их сиблинги) и приемных сиблингов. Частичная
– либо одну, либо другую группу данных.
Необходимым условием использования метода приемных детей является широкий
диапазон средовых условий в семьях – усыновительницах либо, наоборот,
уравнивание этих семей по тем или иным характеристикам с последующим
сопоставлением индивидуальных особенностей усыновленных ими детей от
биологических родителей, имевших полярные значения исследуемого признака.
Имеющиеся сегодня представления об ограничениях и условиях использования
метода приемных детей описаны, аргументированы и в большинстве своем
поддаются либо контролю, либо учету при интерпретации получаемых результатов.
Поэтому он и является одним из
основных методов современной
7. Метод близнецов и его разновидности
Близнецовый метод.
Близнецы – дети, родившиеся в одну беременность. Монозиготные (однояйцовые)
МЗ - 100% общих ген. Дизиготные 50% общих ген ДЗ.
Начало исследований Гальнон, Торндайк, Мериман. Окончательное оформление
метод близнецов получил благодаря работам Сименса. Он предложил базовый
вариант метода, который стал одним из главных инструментов современной
психогенетики, а именно сопоставление внутрипарного сходства МЗ и ДЗ, и
разработал надежный метод диагностики зиготности, предполагающий
одновременную оценку множества признаков, а не отдельных, как делали раньше.
Этот метод стал называться полисимптоматическим методом.
Современный метод близнецов: существуют два типа близнецов – МЗ и ДЗ. По не
ясным науке причинам иногда на ранних стадиях деления зигота дает начало двум
эмбриональным структурам, из которых
далее развиваются два
организма. ДЗ с точки зрения генетической – сиблинги, родные братья и сестры.
Одновременно постулируется
считается, что со-близнецы и МЗ, и ДЗ, будучи детьми одной семьи, одного
возраста и одного пола (разнополые пары в исследования обычно не включаются),
развиваются в одной и той же среде, и, следовательно, ее влияние на
формирование индивидуальных особенностей психики одинаково для членов и МЗ, и
ДЗ пар. В таком случае исследователь получает идеальную схему двухфакторного
эксперимента: влияния одного фактора (среды) уравнены, что и позволяет
выделить и оценить влияние второго фактора (наследственности). Операционально
это означает, что внутрипарное сходство генетически идентичных МЗ близнецов
должно быть выше такового у неидентичных ДЗ, если исследуемый признак
детерминирован наследственностью: одинаковая наследственность – похожие
значения признака (МЗ); разная наследственность (ДЗ) – сходство близнецов
пары ниже. Это и есть базовый вариант близнецового метода. Внутрипарное
сходство оценивается главным образом с помощью коэффициента внутриклассовой
корреляции Фишера.
Ограничения метода близнецов
связаны с двумя группами факторов: пре – и постнатальными. Пренатальные
– в зависимости от того, как рано зигота начала делиться на две эмбриональные
структуры, МЗ могут иметь разные сочетания околоплодных оболочек: раздельные
амнионы, но один хорион; обе оболочки м.б. разделены и т.д. В некоторых случаях
один близнец может иметь лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к
большей зрелости и большему весу при рождении, а потом – к лучшему развитию
этого близнеца в начальном периоде онтогенеза. Это означает, что внутрипарное
сходство МЗ снижается за счет физиологических, а не генетических различий –
один из случаев, когда можно говорить о врожденных, но не наследственных
особенностях. В исследовании это снизит внутрипарную корреляцию МЗ и,
неоправданно уменьшит коэффициент наследуемости. Возможность пренатальных
влияния, уменьшающих внутрипарное сходство МЗ надо иметь в виду, но решающего
значения они не имеют. Значительно важнее – особенности постнатальной среды
близнецов.
Исследовательские данные заставляют предполагать, что среда у МЗ более похожа,
чем у ДЗ. + родители более сходно обращаются с МЗ, чем с ДЗ. => ситуация
развития близнецов
близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными личностями.
Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать существенное
влияние на психологические особенности близнецов. Парность детей – близнецов
может проявляться уже в раннем детстве.
Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод.
Однако, для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить: средовое
сходства – причина или
сходства\различия на степени психологического сходства партнеров близнецовых
пар? Согласно работам некоторых авторов, боле похожее обращение родителей с
детьми - МЗ есть следствие, реакция на их генетическую идентичность, а не
внешняя причина, формирующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ
близнецов и тем самым завышающая оценку наследуемости.
Разновидности метода близнецов. Основных разновидностей четыре:
разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного близнеца, близнецовой пары.
Первые две позволяют решать генетические задачи, две других – для иных целей.
Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства
исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве и, следовательно,
воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ,
разлученных в первые месяцы или годы жизни: два генетически одинаковых человека
растут в разных средовых условиях. Тогда их сходство, если оно констатируется,
не может быть объяснено сходством среды, а получаемые корреляции есть
непосредственная мера наследуемости признак. Это – своеобразный критический
эксперимент психогенетики.
Метод семей МЗ или метод МЗ полусиблингов, заключается в сопоставлении
детей в семьях, где матери или отцы являются МЗ. Эти дети имеют весьма
своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической –
то же самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи сиблингами, не являются и
двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют только по одному генетически
различающемуся родителю, поэтому из именуют полусиблингами.
Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает ценный материал,
состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином
обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее
не только благодаря передаче генов, но и по иным причинам, к которым
относятся и психологические, постнатальные факторы (идентификация ребенка с
матерью, особенности их взаимодействия), и биологические, внутриутробные
(состояние материнского
наследственность). Наличие материнского
эффекта в психологической
должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей – МЗ, по
сравнению с детьми, у которых отцы МЗ. Помимо материнского эффекта эта
экспериментальная модель позволяет более детально изучить феномен
ассортативности, т.е. неслучайного подбора супружеских пар, и сцепление с
полом. В последнем случае полусиблинги – мальчики должны быть более похожими,
если монозиготы – их матери (поскольку свою единственную Х-хромосому каждый
из ни получит от генетически идентичных женщин), менее похожими – если отцы.
У девочек – полусиблингов картина должна быть обратной.
Основное ограничение метода в том, что генетически идентичные родители могут
создавать в своих семьях сходную среду. Данный вариант Б. метода может
успешно решать некоторые частные вопросы, однако для разделения генетической
и средовой дисперсии признака он
имеет меньшую разрешающую
другие методы психогенетики.
Метод контрольного близнеца основан на том, что МЗ – генетически
одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную
среду, - являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ разделить
на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то
исследователь получит уникальную ситуацию – две выборки, уравненные и по
генетической конституции, и по основным средовым параметрам. Далее можно,
например, одну группу тренировать, а другую – нет или тренировать их в разном
возрасте. (н\р показано, что обучение при помощи метода «моделей» эффективнее,
чем простое копирование: не только улучшается сама конструктивная д-сть, но и