Психогенетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам

Файлы: 1 файл

ГЕНЕТИКА.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

1 Психогенетика в системе других наук.

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у

психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом

ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов

наследственности и среды  в формировании индивидуальных различий по

психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в  сферу

психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и

механизмы перехода с этапа  на этап, и индивидуальные траектории развития.

Она решает вопрос о происхождении  человеческой индивидуальности, о

существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка,

предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном  влиянии генов

на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену

возрастных периодов и  т.д. во-вторых .

Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того,

оказывается встроенным в  общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для решения

прикладных задач, связанных  с диагностикой и с учетом индивидуально-

психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение, неправильное

понимание экспериментальных  данных психогенетики приводит к социально

нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом  индивидуальности

ученика до расистских теорий.

Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и

психологических функций  в популяциях, и по определению  эта наука озабочена не

отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной

изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют

вопросы, касающиеся хар-к распределения индивидуальных значений по изучаемому

признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких  факторов – генетических

или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость.

 

2. Роль работ Ф.Гальтона в развитии методов исследования в дифференциальной психологии и психогенетике.

В психологии его заслуга состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении  статистического метода.

Мышление  Гальтона формировалось в общем русле складывавшихся тогда экспериментально-психологических направлений. Изучая пороги чувствительности, ВР, ассоциации и другое, он внес ряд усовершенствований и новых приемов, среди которых можно отметить изобретение специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др.

Во  всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Именно этот интерес побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. Он предложил, в частности, так называемый метод близнецов с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями. Для изучения воображения Гальтон придумал специальный вопросник. Испытуемому давалось задание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представления с восприятиями в отношении их яркости, определенности. И здесь Гальтона интересовала прежде всего наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

На  индивидуальные различия наталкивались  многие экспериментаторы (в работах  по психофизике, ВР и др.). Они рассматривали  их, однако, как варианты общего закона, которые должны быть нивелированы, чтобы получить его в "чистом виде". Гальтон же искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены сами индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику.

Еще в молодости Гальтон изучил работы одного из создателей современной статистики – бельгийца Адольфа Котле (1796-1874). В книге "Социальная физика" (1835), произведшей глубокое впечатление на умы современников и вызвавшей острые споры, Котле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Анализируя статистический материал, он получил постоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты считались произвольными. Теперь же выяснялась известная регулярность их совершения. Противники концепции свободной воли восприняли "социальную физику" Котле как свидетельство правоты своих взглядов. Сам Кетле исходил в интерпретации полученных результатов из идеи "среднего человека". Он предполагал существование извечной человеческой природы как своего рода идеала, от которого люди отклоняются соответственно нормальной кривой вероятностей. Именно поэтому средняя величина есть наиболее частая.

В 1869 году вышла  книга Гальтона "Наследственный гений". В ней давался статистический анализ биографических фактов и излагался ряд остроумных соображений в пользу приложимости закона Котле к распределению способностей. Подобно тому как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а высокие встречаются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Но чем детерминированы эти отклонения? Котле объяснял их "игрой случая". Гальтон же утверждал, что они строго определяются фактором наследственности.

К важным заслугам Гальтона относится разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития, статистических методов исследования этой проблемы. Многие исследователи, отправлявшиеся от идей и методов Гальтона, решали указанную проблему со строго научных позиций, что имело особенно важное значение для работ, которые велись в области медицинской генетики. В то же время отдельные реакционно настроенные ученые приходили к выводам о "выведении человеческой породы" по типу биологической и генетической предопределенности психических качеств различных рас.

 

3. История  развития евгеники

Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Евгеника была широко популярна  в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

Древний мир

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так в Авесте приводится диалог Бога Добра с иранским Ноем: "Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие… Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных»

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, — живьём сбрасывали в пропасть [2] (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результатах проводимых им археологических исследований[3]).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель»[5].

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

 

4. Современное представления о евгенических методах

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику.

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).

Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергло негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

Грань между негативной и позитивной евгеникой условна. 
Основные мировые религии, исходя из принятой ими сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику в целом - как попытку вмешательства в деятельность высших сил.

Евгенические теории получили широкое распространение в научных  кругах разных стран, а в некоторых — евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы  осуществлялись в 1920—1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе  по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.» [6].

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени. 
В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.[7]

С 1934 по 1976 программа насильственной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции.[8][9]
Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933—1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане,уроды, душевно больные, гомосексуалисты, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности ихфизического уничтожения.[10][11]

Нацистские евгенические программы сначала проводились  в рамках государственной программы  «предотвращения вырождения немецкого  народа как представителя арийской расы», а впоследствии — и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

  • Программа эвтаназии Т-4 — уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Уничтожение гомосексуалистов
  • Лебенсборн — Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
  • «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение) (См. также Холокост, Айнзатцгруппа)
  • План «Ост» — Захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе.
  • По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.
  • «Сейчас евгеника — это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед»

Информация о работе Психогенетика