Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам
В раннем возрасте сложно распознать сензитивные периоды, однако очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человека. Главное – создать необходимые условия, в которых ребенок сможет проявить свои возможности, неограничевать действия ребенка ( важно чуткое руководство взрослого), дать возможность свободного творческого проявления. Сензитивные периоды не заканчиваются в возрасте 7 лет, они свойственны для младшего школьного возраста, подросткового, юношеского и т.д. Однако в ранний возрастной период закладываются основы, которые человек использует и в более старшем возрасте!
Родителям на заметку:
- ребенок никогда уже не будет
учиться чему-либо с такой
- Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.
- знания о времени наступления основных сензитивных периодов, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.
- речь взрослого должна быть
грамотной, ясной и четкой. Как
никогда более ребенок
-если ребенок за это время не смог или не успел овладеть соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими трудностями.
- педагоги и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок
12. Основные требования к психогенетическим методам.
Основной задачей психогенетики является установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия.
Изменчивость людей
Понятие среды в психогенетике шире, нежели в психологии. В психологии под этим термином понимается система социоэкономических, культуральных и социально-психологических условий развития личности. В психогенетике понятие «среда» включает любые внешние воздействия (от физических и биологических до социокультурных).
Психогенетика, по сути, исследует детерминацию вариативности психологических переменных, характеризующих индивидов, генетическими методами.
Связь особенностей поведения со средовыми и генетическими детерминантами трактуется как причинная.
Генетические детерминанты ® индивидуальные
Средовые детерминанты ® поведения
Индивидуально-психологические
Поскольку наличие причинной зависимости между средой, генотипом и фенотипом (поведением) очевидно, то в отличие от психологического исследования в психогенетическом не решается проблема отделения корреляционных связей от причинных. Это создает предпосылки для трактовки результатов корреляционного измерительного исследования как причинно-следственных связей.
В психогенетике человека эксперимент
невозможен: только в антиутопии «Мы»
Е. Замятина или утопии Т. Кампанеллы «Город
Солнца» возможно искусственное скрещивание
людей с разными фенотипами. Трудно представить,
что родители близнецов по своей воле
согласятся на предложение экспериментатора
разлучить близнецов или поместить одного
из близнецов в культурно обедненную среду.
Общечеловеческая этика запрещает применение
активных методов психогенетических исследований
на человеке (хотя они возможны, если в
качестве модели человека используются
животные). Нельзя любое психогенетическое
исследование рассматривать как квазиэксперимент,
как это иногда делается в психологических
учебниках. Психогенетики используют
множество вариантов метода систематического
наблюдения (часто называемых корреляционным
исследованием), а также эксперимент ex-post-facto (
Рассмотрим более подробно систему психогенетических методов.
В этом разделе будет идти речь только о планировании исследований в психогенетике. Методы статистической обработки данных психогенетических исследований и моделирования рассматриваться не будут. Я отсылаю читателей к 2 основным учебникам, где подробно изложены эти вопросы: Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. А. Психогенетика. М.: Аспект-пресс, 1999, и Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
Система психогенетических методов включает в себя:
1) генеалогический метод (анализ родословных);
2) близнецовый метод (в
3) семейный метод (метод
4) метод приемных детей.
13 Индивид, личность, индивидуальность: анализ терминологического различения
Индивид (от лат. individuum — неделимое):
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[
Атрибуты личности
Индивидуа́льность (от лат. ind
В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:
Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.
14. Соотношение биологического
созревания и психического
Общепризнано, что социальный
опыт, приобретаемый ребенком в процессе
обучения и воспитания, в самом
широком значении этих слов, является
главным источником психического развития.
Биологические факторы (генетические,
морфологические, физиологические) выступают
как условия, обеспечивающие возможность
развития психики. Эти условия в
ходе онтогенеза изменяются, создавая
на каждом этапе специфические
Психофизиологическое
Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т. е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан один из основных
199
принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития. Он означает, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. <...>
Критерии созревания
К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).
Специальные морфологические исследования позволяют судить о зрелости ЦНС по разным признакам. Это могут быть размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур и т. д. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях, в результате чего значительно увеличивается скорость проведения нервных импульсов.
Динамика морфологического созревания в настоящее время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь,
200
количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам. Существенно, что сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной стабилизации синапсов.
Поскольку избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт, образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разнообразие. <...>
К числу функциональных критериев
созревания, в первую очередь, относятся
показатели биоэлектрической активности
головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме
(ЭЭГ). <...> Интенсивная компьютеризация
электрофизиологических исследований
сделала возможной объективную
оценку и формализацию множества
показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы.
Тем самым фактически созданы
условия для возникновения
201
<...> Важное место среди
функциональных критериев
С психофизиологическим созреванием связываются также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции). В специальных руководствах нередко приводится своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста. В нем указывается, когда ребенок начинает сидеть, вставать, ползать, ходить, т. е. дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, постепенно обеспечивающих полноценную организацию двигательного поведения. Причем сроки созревания по этому календарю, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.