Психогенетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам

Файлы: 1 файл

ГЕНЕТИКА.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

В раннем возрасте сложно распознать сензитивные периоды, однако очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человека. Главное – создать необходимые условия, в которых ребенок сможет проявить свои возможности, неограничевать  действия ребенка ( важно чуткое руководство взрослого), дать возможность свободного творческого проявления. Сензитивные периоды не заканчиваются в возрасте 7 лет, они  свойственны для младшего школьного возраста, подросткового, юношеского и т.д. Однако в ранний возрастной период закладываются основы, которые человек использует и в более старшем возрасте!

Родителям на заметку:

- ребенок никогда уже не будет  учиться чему-либо с такой легкостью,  как в соответствующий сензитивный период своего развития.

- Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

- знания о времени наступления  основных сензитивных периодов, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.

- речь взрослого должна быть  грамотной, ясной и четкой. Как  никогда более ребенок нуждается  в том, чтобы ему как можно  больше рассказывали историй,  содержащих все богатство и  разнообразие слов и грамматических  конструкций родного языка; историй,  являющихся образцами хорошего  стиля и различных по жанру.

-если ребенок за это время  не смог или не успел овладеть  соответствующими умениями –  ему придется это делать потом  с большими трудностями.

-  педагоги и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок

12. Основные требования  к психогенетическим методам.

Основной задачей психогенетики является установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия.

Изменчивость людей обусловлена  взаимодействием наследственности и среды. Наследованием называется передача информации от одного поколения  индивидов к другому. Сумма всех генов организма называется генотипом. Фенотип — сформированные в течение жизни внешние проявления индивида (особенности конституции, поведения и пр.), которые формируются в результате влияния генотипа и среды. Различие фенотипов людей и является проявлением индивидуальной вариативности человеческих индивидов.

Понятие среды в психогенетике шире, нежели в психологии. В психологии под этим термином понимается система социоэкономических, культуральных и социально-психологических условий развития личности. В психогенетике понятие «среда» включает любые внешние воздействия (от физических и биологических до социокультурных).

Психогенетика, по сути, исследует детерминацию вариативности психологических переменных, характеризующих индивидов, генетическими методами.

Связь особенностей поведения со средовыми  и генетическими детерминантами трактуется как причинная.

Генетические детерминанты               ®        индивидуальные       

                                                                       особенности

Средовые детерминанты                      ®        поведения

Индивидуально-психологические особенности  рассматриваются как следствия  влияния на развитие индивида генома и среды. При этом решается не психологическая, а генетическая проблема: выявление генетических и средовых детерминант, определяющих вариацию индивидуально-психологических признаков, а также их относительной доли в детерминации развития этих признаков.

Поскольку наличие причинной зависимости  между средой, генотипом и фенотипом (поведением) очевидно, то в отличие от психологического исследования в психогенетическом не решается проблема отделения корреляционных связей от причинных. Это создает предпосылки для трактовки результатов корреляционного измерительного исследования как причинно-следственных связей.

В психогенетике человека эксперимент невозможен: только в антиутопии «Мы» Е. Замятина или утопии Т. Кампанеллы «Город Солнца» возможно искусственное скрещивание людей с разными фенотипами. Трудно представить, что родители близнецов по своей воле согласятся на предложение экспериментатора разлучить близнецов или поместить одного из близнецов в культурно обедненную среду. Общечеловеческая этика запрещает применение активных методов психогенетических исследований на человеке (хотя они возможны, если в качестве модели человека используются животные). Нельзя любое психогенетическое исследование рассматривать как квазиэксперимент, как это иногда делается в психологических учебниках. Психогенетики используют множество вариантов метода систематического наблюдения (часто называемых корреляционным исследованием), а также эксперимент ex-post-facto (вариант квазиэксперимента). К таковому следует отнести метод разлученных близнецов и метод приемных детей. Пожалуй, единственный методический прием в психогенетике можно считать экспериментальным — это метод контрольного близнеца.

Рассмотрим более подробно систему  психогенетических методов.

В этом разделе будет идти речь только о планировании исследований в психогенетике. Методы статистической обработки данных психогенетических исследований и моделирования рассматриваться не будут. Я отсылаю читателей к 2 основным учебникам, где подробно изложены эти вопросы: Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. А. Психогенетика. М.: Аспект-пресс, 1999, и Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.

Система психогенетических методов  включает в себя:

1) генеалогический метод (анализ родословных);

2) близнецовый метод (в различных  модификациях);

3) семейный метод (метод внутрисемейных  корреляций);

4) метод приемных детей.

13 Индивид, личность, индивидуальность: анализ терминологического различения

Индивид (от лат. individuum — неделимое):

  1. Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода;
  2. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;
  3. В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[

Атрибуты личности

  • Воля
  • Свобода
  • Разум
  • Чувства

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразиепсихики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

  • индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
  • иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см.интегральная индивидуальность).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств  человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

 

14. Соотношение биологического  созревания и психического развития

Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом  широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают  как условия, обеспечивающие возможность  развития психики. Эти условия в  ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки  для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических  возможностей. <...>

Психофизиологическое созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной  нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия  для возникновения и реализации психических функций.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени  зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т. е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан один из основных

199

принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития. Он означает, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. <...>

Критерии созревания

К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым  можно судить о динамике процессов  созревания и степени зрелости отдельных  систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом  и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).

Специальные морфологические  исследования позволяют судить о  зрелости ЦНС по разным признакам. Это  могут быть размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных  мозговых структур и т. д. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях, в результате чего значительно увеличивается скорость проведения нервных импульсов.

Динамика морфологического созревания в настоящее время  привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале  от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь,

200

количество морфологических  контактов доходит до уровня, типичного  для взрослых, приблизительно к семи годам. Существенно, что сохраняются  именно те контакты, которые оказываются  непосредственно включенными в  обработку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной  стабилизации синапсов.

Поскольку избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт, образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разнообразие. <...>

К числу функциональных критериев  созревания, в первую очередь, относятся  показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). <...> Интенсивная компьютеризация  электрофизиологических исследований сделала возможной объективную  оценку и формализацию множества  показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы. Тем самым фактически созданы  условия для возникновения новой  области диагностики, условно обозначаемой как «нейрометрика». Использование стандартизованной процедуры регистрации фоновой и вызванной биоэлектрической активности, извлечение широкого спектра электроэнцефалографических показателей, построение полигонов распределений и получение нормативных данных открывают путь к индивидуальной диагностике функциональной зрелости ЦНС у детей разных возрастов.

201

<...> Важное место среди  функциональных критериев психофизиологического  созревания занимают поведенческие,  из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику  рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются  с целым набором безусловных  рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим  и др.). Наличие этих рефлексов  свидетельствует о функциональной  зрелости ЦНС новорожденного, однако  к концу первого года жизни  большинство из них исчезает. При этом существует четкая  связь между созреванием мозга  и исчезновением большинства  их этих простейших рефлексов.  Причина в том, что многие  из них контролируются подкорковыми  структурами, в первую очередь  средним мозгом, который развивается  у плода с большим опережением. <...>

С психофизиологическим созреванием  связываются также возникающие  на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в  пространстве (локомоции). В специальных  руководствах нередко приводится своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста. В нем  указывается, когда ребенок начинает сидеть, вставать, ползать, ходить, т. е. дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, постепенно обеспечивающих полноценную организацию двигательного поведения. Причем сроки созревания по этому календарю, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Информация о работе Психогенетика