Проведение метапрограммного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:18, реферат

Краткое описание

Оценка сотрудников производится при приеме кандидата на работу или при составлении прогноза деятельности сотрудника на предприятии. При этом прогноз может осуществляться в нескольких направлениях — соответствие занимаемой дoлжнocти, горизонтальное продвижение по лестнице предприятия, вертикальное продвижение, чаще всего профессиональном росте, При отборе на вакансию производится оценка не только профессиональных качеств кандидата, но и соответствия его личностных характеристик запросам предприятия.
Именно для этого так важно отслеживать невербальные проявления кандидата во время проведения метапрограммного интервью. На что следует обращать внимание при выявлении неконгруэнтности кандидата?

Файлы: 1 файл

метапрограммное интервью.docx

— 19.44 Кб (Скачать)

   Проведение метапрограммного интервью.

 

   Оценка сотрудников  производится при приеме кандидата  на работу или при составлении  прогноза деятельности сотрудника  на предприятии. При этом прогноз  может осуществляться в нескольких  направлениях — соответствие  занимаемой дoлжнocти горизонтальное продвижение по лестнице предприятия, вертикальное продвижение, чаще всёго профессиональном росте, При отборе на вакансию производится оценка не только профессиональных качеств кандидата, но и соответствия его личностных характеристик запросам предприятия.

 

   Именно для этого  так важно отслеживать невербальные  проявления кандидата во время  проведения метапрограммного интервью. На что следует обращать внимание при выявлении неконгруэнтности кандидата?

 

   В первую очередь, на особенности голосового проговаривания. Это особенности интонации, тональность  речи, темп речи, ударения и выделения  отдельных слов, громкость речи. Например, при собеседова¬нии с кандидатом, который претендовал на руководящую должность, связанную с проявлением инициативы и самостоятельности, кандидат отвечал на все вопросы в основном плавно, равномерно, используя средний уровень громкости. Но при ответе на вопрос: «Что вы пред¬принимали, чтобы изменить состояние дел на предыдущем месте работы?» начал делать большие паузы, тщательно обдумывать слова, в голосе появилось напряжение. Следовало остановиться на этом моменте и задать еще несколько уточняющих вопросов, чтобы понять, насколько кандидат на самом деле инициативен.

 

   При проведении  метапрограммного интервью важно обращать внимание не только на параметры голоса, но и на движения рук, головы, мимику, положение ног кандидата. Обычно тело заметно реагирует на какие-либо проблемные моменты личности. Движения либо прекращаются, либо усиливаются во время обсуждения некой темы. Естественно, это не должно оставаться без внимания и анализа.

 

   Для представления  о бессознательных процессах  важно также обращать внимание  на симметричность телесных проявлений. Ярко вы¬раженная асимметрия лица может являться признаком акцентуации характера или даже болезни. Человек открытый, искренний, друже¬любный симметричен в своих жестах, в движениях и в мимике. Напро¬тив, несимметричные жесты, позы, выражения лица свидетельствуют об агрессии, недовольстве, обмане, напряжении, которые человек пы¬тается скрыть в своих вербаль-ных проявлениях.

 

   Во время проведения  интервью важно отслеживать мимику  кандидата. Она способна очень  тонко отражать внутреннее состояние, чутко реагируя на малейшие  его изменения. Любая, самая сложная  эмоция находит свое полноценное  и яркое выражение в мимике. При этом мимические реакции бессознательны и очень плохо контролируются сознанием. Сознательно придать своему лицу нужное выражение крайне сложно: улыбка получится натянутой, а сочувствие — притворным. Поэтому мимические реакции служат отличным сигналом для опре¬деления бессознательных или скрываемых процессов. В них легко про-является неконгруэнтность, они способны отразить широкий спектр истинных эмоций.

 

   Очень показательным  и важным фактором в отслеживании  невербальных проявлений становятся  закрытые и открытые позы кандидата.

 

   В сложном, напряженном  или неприятном для себя разговоре  человек может пытаться скрыть  истинные чувства, сдерживать себя, ста¬раться не выдать своего искреннего отношения. При этом он бессозна¬тельно принимает закрытую позу, как бы отгораживаясь от собесед¬ника. Характерные примеры таких поз — руки на груди, нога на ногу при наклоне вперед (как в спортивной группировке), поворот плечом к собеседнику, при этом плечо зачастую бывает приподнято. Сжатые губы говорят о стремлении «не про-говориться». обратная поза — руки раскрыты, поза на стуле свободна, ноги расставлены, на лице улыбка или мимика спокойствия. Это поза показы¬вает, что собеседник раскрыт и ведет себя искренне.

 

   Характерно, что закрытая  поза не только демонстрирует  нежелание открыться самому, но  также свидетельствует о нежелании  воспри¬нимать информацию или самого собеседника. Убедить человека, на¬ходящегося в закрытом состоянии, или получить от него достоверную информацию практически невозможно. Он отгородился от внешнего мира и его тело наглядно это демонстрирует.

 

   Все вышеприведенное  относится к отслеживанию невербальной  информации у кандидата и помогает  более эффективно добыть достоверную  информацию о нем во время  проведения метапрограммного интервью.

 

   2. Метапрограммы. Метапрограммы  — фильтры восприятия, кото¬рые действуют на нас привычным образом. Это привычное нам поведение, которое мы используем для того, чтобы определить, какая ин¬формация будет допущена в сознание.

 

    Анкета метапрограммного интервью

 

   1. Кем хотите быть? Что хотите достичь в своей  профессии? И чего вы ждете  от работы?

Проективный _____________________________________________

Рефлексивный ____________________________________________

Ключевые, ценностные слова ______________________________

 

   2. Ваша цель в  профессии? От чего нужно избавиться  и что улучшить на вашей  работе?

«От» ______________________

«К» _______________________

 

   3. Как вы узнаете, что хорошо выполнили свою  работу?

Внутренняя референция __________________

Внешняя референция _____________________

 

   4. Масштаб 

Глобальный ________________________

Специфичный _______________________

 

   5. Фокус внимания 

Сам ______________________

Другой ___________________

 

   6. Почему вы выбрали  вашу работу? Что вы хотите  получить от работы?

Возможность _________________________

Процесс _____________________________

 

   7. Чем отличается  та работа, которую вы делаете  сейчас, от работы, которую вы  делали раньше?

То же самое _____________________________________

То же самое с различием _________________________

Революционный тип _______________________________

 

   8. Убеждающие факторы: как вы узнаете, что другой  сделал свою работу хорошо?

Видеть ____________________________

Слышать ___________________________

Чувствовать _______________________

 

   9. Что, с вашей точки  зрения, в вашем характере мешает  вам успеш¬но выполнять свою работу, а что помогает?

 

   10. Получаете ли  вы то, что заслуживаете?

 

   11. Как вы представляете  свое положение через 3 (5) лет?

 

  

Расшифровка

 

   1. Проективный — энергичный, постоянно преобразующий внешний мир, контактный, предпочитает общение одиночеству, склонен к лидерству («Я иду», «Я делаю», «Я достигаю»).

Рефлексивный — склонен объяснять, пропускать через себя, анализировать, больше предпочитает одиночество, ведомый («Возможно, мне придется», «Обо мне», «Ко мне»).

 

   2. «От» — перечисляет  минусы, недостатки, проблемы, от которьк, с его точки зрения, надо избавиться («Не хочу скандалов, малень- кой зарплаты, низкого социального статуса»).

«К» — перечисляет плюсы, задачи, достижения, к которым, с его точки зрения, надо прийти («Доброжелательный коллектив, аде¬кватная оплата, рост профессионализма»).

 

   3. Внутренняя референция  — считает, что истина нахо- дится в нем самом, что он единственный способен верно оценить процессы, происходящие вокруг него.

Внешняя референция — считает, что истину способны высказывать близкие, родители, начальник и т. д., но не он сам. Верную оценку происходящих вокруг него событий способны дать только окружающие.

 

   4. Глобальный — стремление в общих категориях рассуждать о происходящем, легко обобщать факты.

Специфичный — внимание к деталям, перечисление в по¬дробностях.

 

   5. Сам — в центре  внимания личность говорящего, его  суждения и взгляды на мир.

Другой — в центре внимания проблемы окружающих, их суж¬дения и взгляд на мир.

 

   6. То же самое  — полная похожесть того, что  делал год назад, с тем, что  делает сегодня и хочет делать  через 100 лет.

То же самое с различием — медленный прогресс, уме¬ренное конструктивное изменение.

Революционный тип — многократная, резкая, скачкооб¬разная смена деятельности.

 

   7. Возможности —  перечисление новых путей и  вариантов, возможных на новой  работе («Могу учиться, ездить в  команди- ровки, общаться с разными людьми»).

Процесс — систематическое, упорядоченное перечисление действий («Пришел на работу, получил инструкции, позвонил ко¬му-то, решил это, пошел на обед»).

 

   8. Ключевые слова  — слова, маркируемые тонально, жестом, сменой позы. Эти слова, обозначающие  большой сегмент внутреннего  мира человека, для него очень  важны. Повторив че¬ловеку его ключевые слова, мы ожидаем от него предложения или жеста.

 

   Далее мы подробно  поясним каждую метапрограмму  и особенности узнавания ее  в процессе проведения интервью.

 

   1. Кем хотите быть? Что хотите достичь в своей  профессии? Чего вы ждете от  работы?

 

   Все эти вопросы  задаются с целью выяснения  позиции, образа действия кандидата  по отношению к окружающему  миру. Позиция может быть активной  или пассивной, что соответствует  метапрограмме «Проактивный—рефлексивный». Существует два полярных варианта ответа на эти вопросы. Один тип людей, проактивный, в своих ответах часто упоминает граммати¬ческие конструкции типа «Я прихожу, я делаю, я организую».

Это люди, изменяющие мир, преображающие его, люди действия, поступка. Другой вариант ответа может звучать так: «Работа — непро¬стое занятие, и прежде чем что-то предпринимать, нужно понять ситу¬ацию, осмыслить ее». Таких людей называют рефлексивными, они склонны рассуждать, понимать, объяснять мир, а не менять его.

Существует два полярных варианта ответа на эти вопросы. Один тип людей, проактивный, в своих ответах часто упоминает граммати¬ческие конструкции типа «Я прихожу, я делаю, я организую».

Это люди, изменяющие мир, преображающие его, люди действия, поступка. Другой вариант ответа может звучать так: «Работа — непро¬стое занятие, и прежде чем что-то предпринимать, нужно понять ситу¬ацию, осмыслить ее». Таких людей называют рефлексивными, они склонны рассуждать, понимать, объяснять мир, а не менять его.

 

   Проактивный сотрудник нужен - когда необходимо переломить обстоятельства, сформировать команду, заставить всё вокруг работать на поставленную задачу.

Рефлективные люди — это ана¬литики, консультанты. Они нужны, когда требуется понять, в какую сторону наступать и двигаться.

 

   Проактивный человек сам проявляет инициативу, быстро начина¬ет и продвигает дела вперед. Он не дожидается, пока другие начнут Действовать.

В речи он будет больше использовать законченные предложения с личным подлежащим, например; «Я собираюсь провести переговоры в кратчайшие сроки».

Проактивный человек часто мотивирует своих подчиненных фра¬зами типа «Сделай это», «Пора действовать» и т. п.

 

   Рефлексивный человек  ждет, когда другие начнут действовать, или выжидает удобного случая  для старта. Он может провести  в нереши¬тельности много времени или вообще не предпринять никаких дей¬ствия.

В речи рефлективного человека будут чаще встречаться глаголы в пассивном залоге и незаконченные предложения: «Есть ли какая-нибудь возможность проведения переговоров?»

В ситуации, связанной с покупкой товара, пассивный человек будет лучше реагировать на фразы типа «Подожди», «Давай проанализируем», «Подумай об этом», «Посмотрим, что думают другие» и т. п.

Во время исследования кандидата по этой метапрограмме важно обращать внимание, насколько данный кандидат использует действие или насколько он действие откладывает.

   2. Ваша цель в  профессии? От чего бы вы хотели  избавиться и что улучшить  на работе (бывшей, будущей)?

   Это вопросы, связанные  с выяснением метапрограммы «Приближения—Удаления»  или «К»—«От». Эта метапрограмма имеет отношение к мотивации и объясняет, каким образом люди фокусируют свое внимание.

На вопрос «Ваша цель в профессии?» один кандидат ответит: «Хочу удовлетворения, приличную зарплату, интересных коллег». Это — человек с метапрограммой «К», у него есть цель, к чему идти, стремиться, двигаться. Впереди горизонты, перспективы, «светлое будущее».

Другой кандидат на тот же вопрос ответит: «Не хочу рутины, однообразия, нищеты». Это человек с метапрограммой «От».

Люди с метапрограммами приближения (или «К») фокусируются на своих целях. Они продвигаются к тому, чего хотят. Они зажигаются знанием цели и вознаграждением, их лучше стимулировать «пряником». Люди с мета-программой «К» чаще говорят о том, чего они хотят достигнуть или обрести. Они лучше справляются с делами там, где необходима способность неотступно стремиться к определенной цели.

Люди с метапрограммой уклонения (или «О/и») легко осознают.

 

 

 

 


Информация о работе Проведение метапрограммного интервью