Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:13, реферат
Следовательно, задачи реферата следующие:
- раскрыть специфику суицида;
- рассмотреть подростков как основную категорию самоубийц;
- показать способы профилактики и коррекции подросткового суицида.
Введение …………………………………………………………...3
Глава 1:
Специфика суицида ……………………………………………….5
Глава 2:
Подросток и суицид………………………………………………. 8
Глава 3:
Профилактика подросткового суицида…………………………..12
Глава 4:
Коррекция подросткового суицида………………………………19
Заключение: ……………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………...24
2. Самоудавление.
3. Самоутопление.
4. Самоотравление.
5. Самосожжение.
6. Самоубийство с помощью
7. Самоубийство с помощью
8. Самоубийство с помощью
9. Самоубийство с помощью
10. Самоубийство при падении с высоты.
11. Самоубийство с помощью
12. Самоубийство переохлаждением.
В данной
главе мы рассмотрели определение понятия
«суицид», понятия суицида, виды суицида:
истинный, демонстративный, скрытый. Выявили
категории самоубийц, раскрыли фазы суицида.
Перечислили способы самоубийства. Таким
образом, можно сделать вывод, что явление
суицида – многогранно, требует особого
изучения. Оно является актуальным в современном
обществе и требует особой заинтересованности
со стороны государства.
Глава
2. Суицид
и подросток
В этой главе речь пойдет о детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии.
В последнее время растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. [1]
Общей причиной суицида является социально-психологическая
дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным.
Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. [7]
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности
является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и
витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
У
подростков суицид чаще встречается
при таких типах акцентуаций характера:
истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный,
астенический. Фоном является высокий
уровень агрессивности подростка. [6]
Парасуицид.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так
называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.
У
суицидальных подростков есть
отягощенное социальное окружение:
неблагополучная семья, одиночество
и заброшенность, отсутствие
опоры на взрослого. Мотивы суицида,
как правило, незначительны: двойка
по предмету, обида на взрослого, переживание
несправедливого обращения и т.п. Суицидальная
готовность возникает на фоне довольно
длительных ударов, психотравмирующих
переживаний. У подростка
снижается толерантность эмоциональной
сферы, нарастает агрессивность,
обнаруживается неумение противостоять
житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида.
Психологический
смысл подросткового суицида
– крик о помощи, стремление
привлечь внимание к своему страданию.
Настоящего желания нет, представление
о смерти крайне неотчетливо,
инфантильно. Смерть представляется
в виде желательного длительного
сна, отдыха от невзгод, способа
попасть в иной мир, так же
она видится средством наказать обидчиков.
Характерные черты подросткового суицида.
Суицид подростков имеет следующие черты:
. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
. конфликт
воспринимается как крайне
внутренний кризис и драматизацию событий;
. суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом
ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как
мужественное решение и т.п.
. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на
публику»;
. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем
нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа,
малотоксичные
вещества, тонкая веревка и т.п.).
Признаки суицидального риска.
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются
вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению?
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
1. признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы
самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или
собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
2. наличие
опыта самоубийства в прошлом,
3. объективная
тяжесть жизненных
неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период;
потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и
т.д.
4. снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям:
депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в
близком окружении, истощенность физического или психического плана,
неопытность
и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к
суициду:
. тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем,
однако, с проявлениями суеты, спешки;
. затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
. напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не
мотивированной агрессией;
. депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от
обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно
оцепенение, сонливость;
. выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться
нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
. тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими
эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
. употребление
алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка:
. неблагополучная
семья: тяжелый
родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
. беспризорность
подростка, отсутствие опоры
который бы занимался подростком;
. неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая
опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
. отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
. серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками
и взрослыми. [5]
Глава 3: Профилактика подросткового суицида.
Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели понятие суицида, его виды, характерные черты подросткового суицида, признаки суицидального риска, синдромы поведения подростка, готового к суициду, внешние обстоятельства и психологический смысл суицида в данном возрасте.
Наиболее
важной является профилактика, предотвращение
суицида в подростковом возрасте.
Слово «превенция» (профилактика) происходит
от латинского «praevenire» — «
Серьезные усилия следует посвятить развенчанию у учащихся связанных с самоубийствами мифов. Например, очень часто можно встретить или услышать утверждения, будто тот, кто говорит о суициде, никогда его не совершает; тенденция к суициду наследуется; ничего не может остановить молодого человека, если он уже принял решение покончить с собой; все самоубийцы страдают психическими заболеваниями, и они не хотят принимать помощь окружающих и пр. Наиболее распространенные мифы о суициде представлены в конце работы (приложение 3)
Информация о работе Профилактика и коррекция подросткового суицида