Коррекция и профилактикам дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:23, практическая работа

Краткое описание

Цель программы: Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:
Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками
Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности
Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки детей
Сформировать конструктивное взаимодействие в классе (коллективе)

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский  городской психолого-педагогический университет 
 
 

Психокоррекционная программа 

Тема: Коррекция и профилактикам дезадаптации. 
 
 
 
 
 

Медникова В.С. 
 
 
 
 
 
 

2011г 

    Цель  программы: Развитие коммуникативной и эмоционально  – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками. 

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками
  • Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности
  • Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки детей
  • Сформировать конструктивное взаимодействие в классе (коллективе)
 

Длительность  программы:

Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся каждый день в течение 10 дней.

    Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня агрессивности и тревожности у детей.
 
  • Развитие  эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками.
 
  • Мотивированность  к общению и взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

    1.Аллан Дж. Ландшафт детской души. СП б  - Минск, 1997

    2.Афанасьева  Е.А., Васильева Н.П., Тутушкина М.К. Организация коррекционной психолого-педагогической помощи детям при трудностях адаптации к школе. (Методические рекомендации к учебному курсу практической психологии. СП б, 1998)

    4.Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СП б, 1996

    5.Зинкевич - Евстигнеева.  Путь к волшебству. СП б, 1998

    6.Лэндрет Г.Л.  Игровая терапия: искусство отношений.  М, 1998

    7.Овчарова  Р. В. Справочная книга школьного  психолога. М., 1996

    8.Осорина М.В.  Секретный мир детей. СП б, 1999

    9.Спиваковская  А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция.  М., 1988

    10.Тайсоны  Ф. и Р. Психоаналитические  теории развития. Екатеринбург, 1998

    11.Хрящева  Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СП б, 1999 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Тренинговое занятие №1

    Давайте познакомимся!”

    Цель: знакомство с группой.

    Задачи:

  • совершенствовать умения действовать по правилам;
  • развивать навыки правильного взаимодействия;
  • создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

    Материалы: плакаты с правилами.

    1 Приветствие (5-7 мин)

    Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

    2 Объяснение темы  и целей занятий  (3-5 мин)

    Мы начинаем цикл занятий, который проведём в  течение этой недели. Цель наших  занятий: в атмосфере взаимного  доверия и психологической открытости выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти  умения и навыки пригодятся вам в  дальнейшей жизни.

    Кто-то не уверен себе и в своих силах, робок  и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен.

    Некоторые дети переживают из-за того, что у них  нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться, дружить. А есть дети, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга не имеют.

    Но тем и  другим бывает очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения в старших  классах.

    Надеюсь, что  наши занятия станут для вас полезными  и интересными.

    3 Принятие правил  группы(3 -5 мин)

    Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать  правила.

    Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.

    Внимательно слушать, когда говорят другие –  “Да”

    Драться –  “Нет”

    Уважать чужое  мнение – “Да”

    Шуметь –  “Нет”

    Шутить и  улыбаться – “Да”

    Дуться и  быть “букой” - “Нет”

    Говорить по одному – “Да”

    Перебивать  говорящего – “Нет”

    Смотреть на того, к кому ты обращаешься –  “Да”

    Смеяться над  говорящим – “Нет”

    Сформулированные  правила написаны на листах ватмана  и вывешиваются на стену.

    4 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)

    Распределитесь  на группы по признакам:

    - цвету волос  (светлые, тёмные)

    - росту (от высокого до низкого)

    - имени (сколько  имён столько групп)

    - цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)

    - по дате  рождения (весна, лето, осень, зима). 
     
     
     
     

    5 Упражнение “Бинго!”  (10 – 15 мин)

    Каждому участнику  выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников. 
     

Играет  на музыкальном инструменте Занимается  спортом Единственный  ребёнок в семье Болел простудным заболеванием Пишет левой  рукой
Умеет плавать Имеет веснушки Не курит Умеет играть в  шахматы Любит мороженое
Любит математику Знает, как пришить  заплатку Имеет домашнее животное Любит поспать Может прогулять  школу 
Легко заводит друзей Любит загорать Хочет клубнику Есть родственники в Санкт-Петербурге Летал на самолёте

    Каждый игрок  опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается  с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с  заданием, должен крикнуть: “Бинго!”

    Дети садятся  в круг и подводя итоги опроса.

    6 Рефлексия (5 мин)

    Дети встают в круг.

    - Понравилось  ли вам наше первое занятие?  Чем?

    Каждый высказывается.

    7 Прощание (5 мин)

    Смотрим на рядом  стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу. 

    Тренинговое занятие №2

    Чем я отличаюсь от других!”

    Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

    Задачи:

  • совершенствовать умение работать в группе;
  • развивать навыки самосознания;
  • создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

    Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.

    1 Приветствие (5-7 мин)

    Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

    2 Упражнение “Ласковое  имя” (5 мин)

    Дети стоят  в кругу. Тренер просит вспомнить, как  их ласково называют дома. Затем  дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все  назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать  ласковое имя того, кому передаёшь  мяч.

    3 “Вот я какой!”  (7-10 мин)

    Детям предлагается заполнить анкету.  
     
     
     
     
     
     
     
     

    Анкета “Вот я какой!”

1 Меня  зовут 

2 Мне ____ лет

3 У меня _______________________________ глаза

4 У меня ___________________________ волосы

5 Я проживаю  по адресу ________________________________________

6 Моя любимая  еда

7 Мой любимый  цвет

8 Моё любимое  животное

9 Моя любимая  книга

10 Моя любимая  телевизионная передача

11 Самый прекрасный фильм, который я видел

12 В себе я люблю

13 Моя любимая  игра

14 Моего лучшего  друга зовут

15 Лучше всего  я умею

16 Моих братьев  и сестёр зовут

17 Самый интересный случай в моей жизни

18 Больше всего  я боюсь

19 Самая заветная мечта

    Дети садятся  в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.

    Ведётся обсуждение.

    - С кем из  детей у тебя больше всего  общего?

    - Чьи ответы  показались тебе самыми интересными?

    - На какой  вопрос тебе было сложно ответить? Почему?

    4 Упражнение “Кто  я?” (5-7 мин)

    Детям предлагается написать 10 определений, отвечающих на вопрос “Кто я?” и являющихся их характеристикой.

    Затем дети должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных.

    Дети садятся  в круг. Обсуждение.

    - Каких слов  в характеристике больше: положительных  или отрицательных?

    - Какое слово  написали первым? Почему?

    - Легко ли  было выполнять это упражнение?

    5 Упражнение “Поменяйтесь  местами те …” (7-10 мин)

    Дети сидят  на стульях в кругу. Начинает игру тренер. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий  по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые  волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

    6 Рефлексия (5 мин)

    Дети встают в круг.

    - Понравилось  ли вам наше занятие? Чем?

    Каждый высказывается.

    7 Прощание (5 мин)

    Смотрим на рядом  стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу. 
     
     

    Тренинговое занятие №3

    Я в мире людей”

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:

  • совершенствовать умение работать в группе;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений;
  • вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Информация о работе Коррекция и профилактикам дезадаптации