Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:23, практическая работа
Цель программы: Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками
Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности
Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки детей
Сформировать конструктивное взаимодействие в классе (коллективе)
Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)
Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру тренер. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.
3 Упражнение “Подарок” (10 мин)
Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.
4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)
Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.
По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить задание?
5 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в круг.
- Понравилось ли вам наше занятие? Чем?
- Что нового вы узнали?
Каждый высказывается.
6 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом
стоящего и произносим слова: “Спасибо
за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт
фразу.
Тренинговое занятие №4
“Я в мире людей”
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)
Дети садятся за стол.
- У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”
Дети пожеланию отвечают на вопросы.
- Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.
Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.
Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)
- Что теперь чувствует листок?
3 “Представление плаката” (5-7 мин)
Вам было дано домашнее задание, которое вы выполнили на плакате.
Представление плаката учащимися 4 класса.
Представление плаката учащимися 5 класса.
4 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)
Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.
Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?
5 Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)
Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.
Затем меняется участник “слепой”.
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового
вы узнали на сегодняшнем
- Что вы
чувствуете по окончании
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие №5
“Общение в моей жизни”
Цель: формирование навыков эффективного общения.
Задачи:
Материалы: листки, фломастеры.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)
Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.
“Дерево” и “ветер” меняются местами.
3 Упражнение-тест “С тобой приятно общаться” (10 мин)
Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди обвиняют других.
Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. На улице, в школе вам приходится общаться со сверстниками. Сейчас мы проверим, какие вы в общении.
Детям предлагается тест “С тобой приятно общаться”
Детям выдаются листки и фломастеры. Количество листков для каждого равно количеству присутствующих ребят.
Дети пишут соответствующие значения для каждого ученика. На оборотной стороне написано имя ребёнка.
Расшифровка баллов написана на доске:
+2 – тобой очень приятно общаться;
+1 – ты не самый общительный человек;
0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь;
-1 – с тобой иногда неприятно общаться;
-2 – с тобой очень трудно общаться.
Все записки собираются и тренер раздаёт их адресатам. Каждый производит подсчёт баллов.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить задание?
- Совпадают ли полученные результаты с вашими ощущениями?
4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)
Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.
Обсуждение.
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Легко ли было работать в группе?
5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)
Дети делятся на три группы, две группы по три человека – исполнители, и одна – четыре человека – наблюдатели.
Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.
Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.
1 группа. Сидящие за партой. Продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.
2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.
Группа наблюдателей
разбирает поведение в
Обсуждение.
- В какой
ситуации правильное поведение?
- В какой
ситуации “новенькому” сложнее?
- Что ты
чувствовал в роли “новенького”
6 Рефлексия (5 мин)
Дети встают в два круга.
- Что нового
вы узнали на сегодняшнем
- Что вы
чувствуете по окончании
7 Прощание (5 мин)
Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.
Тренинговое занятие №6
“Конфликт - как быть?”
Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
Задачи:
Материалы: магнитофон.
1 Приветствие (5 мин)
Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.
2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)
Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.
Обсуждение.
- Что вы
чувствовали, выполняя это
3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)
Детям предлагается
вспомнить конфликтную
Обсуждение.
- Что вы тогда чувствовали?
- Как вы вышли из конфликтной ситуации?
Теоретический материал.
Тренер рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.
Соперничество.
Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьёзно затрагивает твоё достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твоё благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репетицию скандалиста и неприятного человека.
Избегание.
Ты делаешь
вид, что никаких разногласий
не существует, всё замечательно. Такая
тактика требует порой