Профилактика и коррекция подросткового суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:13, реферат

Краткое описание

Следовательно, задачи реферата следующие:
- раскрыть специфику суицида;
- рассмотреть подростков как основную категорию самоубийц;
- показать способы профилактики и коррекции подросткового суицида.

Оглавление

Введение …………………………………………………………...3
Глава 1:
Специфика суицида ……………………………………………….5
Глава 2:
Подросток и суицид………………………………………………. 8
Глава 3:
Профилактика подросткового суицида…………………………..12
Глава 4:
Коррекция подросткового суицида………………………………19
Заключение: ……………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 Раскрытию суицидальных тенденций во многом может  помочь наблюдение за поведением детей, специально организованные опросы или  тестирования. Так, на возможную опасность возникновения суицидальной угрозы указывают возникновение у учащегося депрессии, значительные личностные изменения, трансформации в поведении, приготовления к последнему волеизъявлению и другие упомянутые ранее признаки. Психолог должен рассказать педагогу и родителям о том, что следует внимательно присматриваться к детям, чтобы вовремя выявить так называемую группу риска, то есть заметить одиноких и изолированных подростков, уловить у них признаки беспомощности и безнадежности и организовать с ними специальную работу.

 Взрослым  же необходимо:

 ·        признать возможность попытки самоубийства;

 ·        настроиться на психологическое  принятие подростка;

 ·        оценить его способность противостоять  проблемам, рассуждать без пессимизма и фантазий;

 ·        помочь сконцентрироваться на поиске выхода из кризисной ситуации;

 ·        предоставить нужную для этого информацию;

 ·        вселить надежду, но нейтрализовать необоснованные ожидания, будто все  может наладиться само собой;

 ·        предложить варианты действий, поддерживать усилия ребенка, готовность и уверенность  в способности самостоятельного разрешения проблемы (Л.И. Смагина, А.С. Чернявская).

 В профилактике самоубийств большую роль могут  сыграть антисуицидальные факторы, препятствующие формированию у детей и подростков мыслей о самоубийстве (В.Т. Кондрашенко, 2004; В.С. Ефремов, 2004). Тесные эмоциональные связи с семьей, друзьями, нежелание причинить боль родным и близким, атмосфера благополучия в доме и любви к жизни, наличие различных источников получения положительных впечатлений, чувство долга и ответственности зачастую способствуют преодолению саморазрушающих намерений. Целенаправленная работа взрослых в указанном направлении при подведении подростком "итогов жизни" и обдумывании способа самоубийства, воспоминания о дорогих людях, приятных эпизодах могут остановить развитие суицидальных тенденций или задержать их созревание. Здесь здорово помогут такие методы арт-терапевтической работы, как фототерапия (реконструкция жизненного пути через фотографии и др.), кинотерапия (создание видео или мультимедиа роликов о жизни подростка) и т.п.

 Не  менее важным стимулом способны выступить  эстетические чувства: если подросток  будет иметь реальное представление  о том, как страшно и безобразно выглядят самоубийцы, это может предотвратить попытки прекратить собственную жизнь.

 Наконец, достаточно весомым антисуицидальным фактором может выступать страх  перед физическими страданиями, а также боязнь стать инвалидом  в случае неудавшейся попытки. Например, при повешении смерть может наступать от удушья, когда у человека сонная артерия не пережимается, он остается в сознании, и такие мучения могут длиться до десяти минут. После вскрытия вен самоубийца обычно длительное время ощущает приближение смерти, но не в силах ее предотвратить. Что касается наркотиков, то среднестатистический человек, как правило, не знает, какая доза и каких веществ обеспечит безболезненную смерть. Применение же большой дозы или очень сильных наркотиков то ли приведет к стойкой зависимости, то ли сожжет внутренние органы, обрекая на долгие мучения, против которых медицина бессильна.

 Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна вестись комплексно и параллельно  со школой осуществляться в семье. Поэтому психологам необходимо обучать родителей навыкам общения с детьми (родительские клубы, тренинги переориентации поведения и т.п.). Особое внимание желательно акцентировать на таких моментах, как необходимость в разговорах с ребенком с раннего детства подчеркивать ценность и неповторимость жизни. Чрезвычайно важно выделять сыну или дочери время для обдумывания происшедших событий, определения своего отношения к ним, позволяя при этом выражать любые эмоции, не ожидая постоянного веселья и жизнерадостности. Для подростков важны разговоры об их значимости, важности, нужности, об их возможных перспективах в жизни и, конечно же, об их прошлом: какими «пупсиками» они были в детстве, как говорили, когда пошли, яркие события детства. Кроме этого, родителям и педагогам хорошо «раскрыть карты» перед подростками, рассказать о своих проблемах в этом возрасте, о способах преодоления сложных жизненных ситуаций и т.п.

 Для предотвращения трагического исхода, по мнению детских психиатров, законным представителям детей следует объяснить, как обсуждать с ребенком произошедшее травмирующее событие. Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для сына или дочери ситуаций. Помогая детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений или оценок, но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей — нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В-третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Чего ни в коем случае нельзя делать — это играть на самолюбии подростка, провоцируя его на самоубийство и думая, что он не способен совершить подобный поступок. 

 Вторичная профилактика проводится в отношении  тех, кто выказывает желание покончить  с собой. И здесь следует особенно опасаться упомянутого мифа, что  рассуждающие о самоубийстве никогда  его не совершают. На самом деле многие подростки перед попыткой суицида раскрывают задуманное, прибегая к перечисленным выше выражениям типа "когда меня не станет...", которые должны насторожить педагогов и родителей. Такие высказывания ни в коем случае нельзя игнорировать, ибо окончательные приготовления к самоубийству могут быть сделаны очень быстро и привести к трагедии.

 Как упоминалось, подтолкнуть ребенка  к самоубийству способна практически  любая стрессовая ситуация. Чтобы  помочь ему выйти из нее, надо умерить  критичное отношение подростка  к себе, проявляющееся в высказываниях наподобие "я плохой", "все у меня плохо", "ко мне плохо относятся" и пр. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах.

 При этом необходимо:

  • обращать внимание на отношение подростка к самоубийству: лучше, если оно  пугает, и хуже, если воспринимается спокойно;
  • всерьез воспринимать все происходящие с подростками события, проявляя внимание к второстепенным, на первый взгляд, деталям поведения. Например, нельзя игнорировать высказывания о возможности суицида, относящиеся к недалекому прошлому (несколько дней или недель назад), ибо ребенок скорее признается о наличии таких мыслей в прошлом, чем в настоящем;
  • открыто обсуждать возникшие у детей проблемы, поскольку подобный разговор снимает тревожность и уменьшает риск совершения самоубийства.

 Американский  исследователь Эрл Гроллман сформулировал  несколько требований проведения беседы с подростком, продумывающим способы  ухода из жизни. Для начала он рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • привести конструктивные способы ее решения;
  • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 Озвучивание подростком мыслей о самоубийстве должно насторожить также и родителей, которым следует полностью изменить стиль взаимоотношений с ним. Взрослые должны знать, что единичные разговоры по душам ситуацию не исправят, ибо после первой беседы на тему самоубийства подросток как бы обретает веру в себя, но в течение какого-то времени возможен возврат намерений. Поэтому родителям важно наблюдать за ребенком, проявлять к нему особую заботу и разобраться в причинах высказываний подростка. Причем не следует бояться спрашивать у ребенка, не посещают ли его мысли уйти из жизни, ибо этими вопросами можно дать возможность ребенку высказаться и психологически разрядиться.

 Зачастую  первыми о саморазрушающих мыслях узнают близкие друзья или одноклассники, с которыми подросток делится своими переживаниями. Разговор по душам может произвести сильное жизнеутверждающее воздействие. Поэтому психологу важно рассказать педагогам об основных требованиях к беседе с суицидентом и обучить их технике ее проведения. Основная задача подобного разговора с потенциальным самоубийцей — дать ему возможность выговориться.

 Американский  психолог Юджин Джендлин ("Фокусирование. Новый психотерапевтический метод  работы с переживаниями", 2000) формулирует  правила общения с суицидентом, которые частично совпадают с предложенными Э. Гроллманом. Например, друг или подруга потенциального подростка-самоубийцы должны больше слушать, чтобы побудить суицидента высказываться о волнующих и болезненных переживаниях. Следует также сдерживать желания утешить или рассказать свою историю, так как подобные слова могут привести к окончанию разговора. Важно задавать вопросы, составляя их из слов собеседника или своих собственных, но отражающих суть уже сказанного. Подобная техника даст возможность суициденту почувствовать, что его слушают и понимают. Кроме того, сказанное желательно повторить, а это уже и есть начало процесса помощи. Можно просить повторять или уточнять некоторые фразы, побуждая подростка яснее выражать свои мысли. Немаловажно давать возможность понять суициденту, какие чувства испытывает к нему или к себе его собеседник, что происходит между ними в это время. При этом задача друга или подруги продемонстрировать реакцию на слова такого подростка, поделиться переживаниями и чувствами, а не дать совет или утешить. Надо искать изменения в понимании проблемы и быть готовым к тому, что процесс ее осмысления будет длительным. Зачастую можно не дождаться свидетельства того, что подросток-суицидент отказался от своих мыслей, поэтому важно улавливать сдвиги, произошедшие в понимании и видении обстоятельств. Кроме того, надо быть готовым вовремя отойти в сторону, чтобы предоставить возможность вынашивающему мысли о самоубийстве далее самостоятельно анализировать произошедшее, подчеркнув уважение к его личности и готовность выслушивать его опять, когда он этого захочет. Психолог может провести со старшеклассниками специальную программу, обучающую подобному общению, создать из подготовленных детей группу медиаторов.

 Если  все усилия специалистов, родителей  и друзей не достигли цели, и он приступил к активной аутоагрессии, наступает время для третичной профилактики. Ее адресатом становятся подростки, предпринявшие демонстративную попытку суицида, их родители и друзья. Здесь важно понимать, что показное принятие подростком снотворного или нанесение порезов на руке таким образом, чтобы окружающие успели помешать, является предпосылкой к суициду. Поэтому к подобным действиям надо относиться со всей серьезностью. Если кризисная ситуация не меняется, возникает рецидив, и самый опасный период — 1-3 недели после первой попытки. Проанализировав три главных компонента ближайшего постсуицида, в том числе, актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций и отношение к совершенной попытке, российские суицидологи (Д.С. Исаев и К.В. Шерстнев, 2000) выделили на их основании 4 типа постсуицидальных состояний:

 1.           Критический, когда конфликт утратил свою значимость, напряжение спало, и суицидальный мотив исчез. По отношению к совершенной попытке ребенок испытывает стыд и страх, понимает, что подобные действия не разрешают ситуацию, поэтому вероятность повторения минимальна.

 2.           Манипулятивный, когда конфликт теряет актуальность вследствие благоприятного воздействия на окружающих. Ребенок испытывает легкий стыд и страх перед смертью, суицидальные тенденции также исчезают, однако у подростка возникает ощущение результативности подобного поведения для достижения своих целей, поэтому вероятность повторения суицидальной попытки высока.

 3.           Аналитический, когда конфликт не теряет своей актуальности, но суицидальные тенденции пропадают, поскольку ребенок испытывает раскаяние и ищет иные пути решения проблемы. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден.

 4.           Суицидально-фиксированный, при котором конфликт остается острым, и суицидальные тенденции сохраняются, а отношение к суициду закрепляется как положительное.

 При организации работы с несовершеннолетними, выжившими после самоубийства, необходимо помнить, что многие из них не хотели умирать и просто утратили способность общаться с миром. Для них суицид — это способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Однако, практически каждая неудачная попытка приводит к физическим или психическим отклонениям в здоровье ребенка: прием лекарств или иных химических веществ - к нарушению сердечной деятельности, тяжелым отравлениям и язвам желудка; падение с высоты — к нарушению работы опорно-двигательной системы или к инвалидности; повешение — к травмам гортани и шейных позвонков и т.д. В такой ситуации психологу следует знать, что суицидент имеет право:

Информация о работе Профилактика и коррекция подросткового суицида