Профилактика и коррекция подросткового суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:13, реферат

Краткое описание

Следовательно, задачи реферата следующие:
- раскрыть специфику суицида;
- рассмотреть подростков как основную категорию самоубийц;
- показать способы профилактики и коррекции подросткового суицида.

Оглавление

Введение …………………………………………………………...3
Глава 1:
Специфика суицида ……………………………………………….5
Глава 2:
Подросток и суицид………………………………………………. 8
Глава 3:
Профилактика подросткового суицида…………………………..12
Глава 4:
Коррекция подросткового суицида………………………………19
Заключение: ……………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

  Следует расширить инфраструктуру оказания психологической помощи подросткам на базе общеобразовательных и медицинских учреждений. Необходимо также проводить регулярный мониторинг психического состояния подростков , проводить просветительскую работу с родителями, с окружением потенциально суицидентых подростков. На общегосударственном уровне следует узаконить проблему суицида и её решение, вводить систему необходимой регистрации суицидальных попыток и последующем контролем специалистов. Также важно уметь распознавать суицидальное поведение в своём окружении и знать основы помощи потенциальным суицидентам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. – С.-П., 1994.
  2. Амбрумова А.Г. О самоубийцах/ А.Г. Амбрумова//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12).
  3. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение/ И. Б. Бойко. – Рязань, 1997 
  4. Ефремов В.С. Основы суицидологи/ В.С. Ефремов.- М.: «Диалект», 2004. – 480 с. 
  5. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков/В.Т. Кондрашенко. - Мн.,1988.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. - М., 1983
  7. Райс Ф. Психология подростка./ Ф. Райс – СПб, 2000
  8. Сакович Н. Подростковый суицид и его профилактика
  9. Интернет-источники: www.wikipedia.org
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3.

Мифы и реальность о суициде:

1. Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.

2. Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это человек часто отказывается от своих намерений.

3. Миф - существует тип людей, склонных к самоубийству. Все зависит только от ситуации, но и от ее личностной оценки.

4. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы.

5. Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях.

6. Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. На самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность в первые 1 -2 месяца 60 -80 %.

8. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано.

9. Миф - снижению уровня самоубийств, способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ, должен сообщаться не сам факт самоубийства, а то как эту ситуацию можно предотвратить.

10. Самоубийство можно предотвратить, если люди будут загружены работой. Это то же неправда.

11. Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя самоубийству. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения.

Разработки:

Вид занятия: мероприятие

Тип занятия: комбинированное

Возраст: 13-15 лет

Цель: Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения

Задачи:

  1. Дать знания о понятии «суицид», о специфике суицидального поведения
  2. Дать опыт распознавания суицидального поведения
  3. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.

  

этап Деятельность ведущего Деятельность  участников
Вводный этап Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас  будет очень серьезное занятие, тема которого является очень актуальной в наше время. Чтобы понять, какая  тема будет затронута сегодня, предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма.

(показываем  фрагмент)  

Итак, скажите  пожалуйста, поняли ли вы, о чем сегодня  пойдет речь? Хорошо. Тогда давайте  поговорим об этом более подробнее.

Слушают. Воспринимают информацию. 
 
 
 
 

Смотрят фрагмент из фильма. Понимают тему занятия.

«Да, речь пойдет о самоубийстве».

Основной  этап 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключительный  этап

Итак. Самоубийство, а еще один синоним этого слова «суицид» -  целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное.

Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Поведение, обычно не приводящее к немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, курение, отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен, называется саморазрушающим поведением— скрытый суицид.

При истинном суициде намерение покончить  с собой развивается в течение  длительного времени — подготовка к нему может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Суицидент долго анализирует причины и возможные последствия самоубийства, рассматривает различные способы и оценивает их эффективность и надёжность, планирует наиболее надёжный сценарий суицидального действия.

Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение — человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, затевает генеральную уборку в квартире и т. п.

Также нередки случаи «научного» самоубийства, то есть самоубийства, при планировании которого суицидент учитывает физиологию тела, физиологию процесса умирания и  совершает некоторые действия, направленные на уменьшение негативных последствий его суицида для окружающих. Примером может являться предварительная дефекция, мочеиспускание, мытьё тела. Психологически это может означать извинение за причинённые неудобства.

Причин  довольно много. Какие знаете вы причины? Основные из них: Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблаченных преступников), Неурядицы в личной жизни:неуспех в романтических или сексуальных отношениях; несчастная любовь; смерть кого-то из родных или друзей; доведение до самоубийства; целенаправленная травля, угрозы, унижения; физические издевательства, изнасилования, побои; непонимание окружающими, одиночество; желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию); проблемы на работе, финансовые проблемы; Потеря смысла жизни.

Хорошо, теперь вы знаете кое-что о суициде.

А теперь попробуйте решить несколько упражнений. Разделитесь на 3 группы. Каждой группе будут представлены ситуации, в которых  вы должны будете понять, какой вид  суицидального поведения в ней  представлен (истинный, демонстративный или скрытый). На это задание вам дается 5 минут. (см. в приложении)

Представьте теперь ваши варианты и ответьте, какой  вид суицида здесь представлен.

Сейчас  я предлагаю вам встать в линию.я  вам представлю ряд утверждений. Те, кто с ними согласен, остаются на месте, а те, кто не согласен, делают шаг вперед, и постараетесь объяснить, почему вы не согласны. Задание понятно? 
1. Самоубийства совершают психически ненормальные люди.  
2. Самоубийство невозможно предотвратить.  
3. Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство.  
4. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение. 
5. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки.  
6. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. 
7. Влечение к самоубийству передается по наследству.  
8. Самоубийство можно предотвратить, если люди будут загружены работой.  
9. Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание.

Молодцы! Многие из вас мыслят правильно!

А теперь мы проведем игру “Капкан или замкнутый круг”.

Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это  капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача  людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача  капкана – держать людей и  выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)

Игра  продолжается до тех пор, пока несколько  человек не окажутся за пределами  круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?

О чем  думал капкан? Как пришли к верному  решению?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

А теперь присаживайтесь, и у нас для вас есть еще одно задание: «Продолжи фразу» А фраза следующая: Жизнь прекрасна ….

Спасибо, вы молодцы!

Итак, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Мы надеемся, что вы многое поняли. «Начните искать в жизни хорошее, и она будет предлагать вам его всё больше и больше». И помните, что жизнь каждого из вас – величайшее чудо в мире!

Активно слушают, фиксируют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Говорят причины  суицида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Решают упражнения. 
 
 
 
 
 

Отвечают. 
 

Встают в линию, выполняют задание. 
 

Объясняют ответы.

Информация о работе Профилактика и коррекция подросткового суицида