Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Целью написания данной работы является выявление наиболее продуктивного метода профилактики профориентации в молодежной среде на данном этапе развития общества. Задачей – определение особенностей проведения и методов профориентации среди молодежи. Объектом исследования является профессиональное самоопределение молодежи, а предметом – взаимосвязь профессиональной ориентации от успехов в обучении.
Введение
1. Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде
1.1 Понятие и принципы профориентации
1.2 Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение
1.3 Методы проведения профилактики профориентации
2. Исследование профессиональных качеств в молодежной среде
2.1 Методы и проведение исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложение
Вывод: данная методика позволит определить взаимосвязь между результатами обучения и персональной предрасположенностью испытуемого к определенной сфере профессиональной деятельности. Анализ результатов представлен в главе 2.2.
В качестве второго исследования была предложена методика К. Замфира в модификации А. Реана.
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Испытуемым было предложено ознакомится с бланками ответов, в которых нужно было по пятибалльной шкале проставить свою оценку тому или иному мотиву.
На основании полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. Где ВМ – внутренняя мотивация; ВПМ – внешняя положительная мотивация; ВОМ – внешняя отрицательная мотивация.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Таблица
| в очень незначительной мере (1) | в достаточно незначительной мере (2) | в небольшой, но и в немаленькой мере (3) | в достаточно большой мере (4) | в очень большой мере (5) |
Денежный заработок (А) |
|
|
|
|
|
Стремление к продвижению по работе (Б) |
|
|
|
|
|
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (В) |
|
|
|
|
|
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (Г) |
|
|
|
|
|
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (Д) |
|
|
|
|
|
Удовлетворение от самого процесса и результата работы (Е) |
|
|
|
|
|
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (Ж) |
|
|
|
|
|
Исследование проводилось с целью подтверждения общей гипотезы.
Результаты обеих групп представлены в таблице 1
Показатель выраженности типа мотивации берем средний для обоих групп.
Таблица 1
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | ВМ | ВПМ | ВОМ |
1 | 4,8 | 4,6 | 1 | 1,2 | 3,7 | 4,1 | 5 | 4,6 | 4,3 | 1,1 |
2 | 5 | 4,7 | 1 | 1,2 | 4 | 3,6 | 4 | 3,8 | 4,6 | 1,1 |
В ходе испытаний по методике Е.А. Климова были получены ответы на 20 вопросов. Представим их в сводной таблице для каждой из групп по соответствующим областям.
Таблица 4
Суммарные результаты контрольной группы.
Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
1а (2) | 1б (8) | 2а(3) | 2б(7) | 3а(6) |
3б(4) | 4а(8) | 46(2) | 5а(6) | 5б(4) |
6а(1) |
| 66(9) |
| 7а(0) |
| 7б(10) | 8а(6) |
| 8б(4) |
| 9а(10) |
| 96(0) |
|
10а(6) |
|
| 106(4) |
|
11а(0) | 11б(10) | 12а(3) | 126(7) | 13а(4) |
13б(6) | 14а(10) | 14б(0) | 15а(6) | 15б(4) |
16а(4) |
| 16б(6) |
| 17а(0) |
| 17б(10) | 18а(4) |
| 18б(6) |
| 19а(10) |
| 19б(0) |
|
20а(5) |
|
| 20б(5) |
|
28 | 76 | 30 | 35 | 28 |
Как видно из таблицы большинство испытуемых (учащихся технической специальности) обнаруживают предрасположенность к профессиональной ориентации в группе «Человек-Техника».
Наглядно результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Как видно из диаграммы преобладающей областью для контрольной группы является сфера деятельности «Человек-Техника». Учитывая тот факт, что участники контрольной группы обращались к специалистам для профориентации это объясняет высокие академические результаты обучения.
Таблица 5
Суммарные результаты контрольной группы.
Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
1а (4) | 1б (6) | 2а(6) | 2б(4) | 3а(7) |
3б(3) | 4а(5) | 46(5) | 5а(3) | 5б(7) |
6а(4) |
| 66(6) |
| 7а(2) |
| 7б(8) | 8а(6) |
| 8б(4) |
| 9а(8) |
| 96(2) |
|
10а(4) |
|
| 106(6) |
|
11а(8) | 11б(2) | 12а(7) | 126(3) | 13а(6) |
13б(4) | 14а(4) | 14б(6) | 15а(6) | 15б(4) |
16а(5) |
| 16б(5) |
| 17а(6) |
| 17б(4) | 18а(5) |
| 18б(5) |
| 19а(7) |
| 19б(3) |
|
20а(9) |
|
| 20б(1) |
|
41 | 44 | 47 | 28 | 41 |
Как видно из таблицы для выборки из десяти человек определенной закономерности не наблюдается. Что подтверждает изначальное предположение.
Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Как видно из диаграммы в исследуемой группы не обнаружено преобладающей сферы деятельности. Не смотря на то, что студенты проходят обучение по техническому направлению, область «Человек-Техника» не преобладает над остальными. Возможно это объясняет посредственные результаты обучения. Участники этого опроса не обращались за услугами специалиста по профориентированию.
Анализ полученных результатов по методике «Изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А. Реана» полностью подтверждает выдвинутое предположение. Студенты, демонстрирующие высокие результаты в процессе обучения и прошедшие ранее тесты на профориентацию получают образование для работы по специальности в той сфере, которая доминирует. При этом мотивационный комплекс личности подтверждает больший уровень удовлетворения выбранной специальностью у студентов контрольной группы.
Следует так же заметить, что по данным исследований, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса. Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. А следовательно это доказывает необходимость выбора профессии в «своей» сфере деятельности. И наглядно видно при сравнении двух групп студентов, в данном исследовании
Сегодня уделяется недостаточно внимания молодежной профилактики профориентации. Но тем не менее, в нашей стране такая система существует и люди, которые занимаются этим делом понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Информация о работе Профессиональное ориентирование в молодежной среде