Профессиональная ориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:01, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Оглавление

Профессиональное самоопределение……………………………………………2
Функции профессиональной ориентации……………………………………….9
Формы консультационной работы……………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Профессиональное  самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

     Самоопределение может быть адекватным профессионально  важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно  порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Профессиональная ориентация (профориентация)

     Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

     Профессиональная  ориентация включает в себя:

     1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

     2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

     3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

     4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

     Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать  перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

     Значение  профессиональной ориентации и психологической  поддержки молодежи в условиях трансформации  социальных отношений, сопровождающейся системным социальным кризисом, значительно  возрастает. Повышение роли профессиональной ориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью профориентации на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в сфере труда, но и в широком социальном контексте его жизнедеятельности.

     Учитывая  низкий уровень социально-психологической  готовности населения к деятельности в условиях глобальной неопределенности социально-трудовой среды, профессиональная ориентация сегодня осуществляется как социально-профессиональная ориентация. Независимо от того, имеет ли деятельность специалистов по профориентации выраженную педагогическую, психологическую, социологическую или иную составляющую, практически никто не исключает из рабочего поля влияние социального окружения, поддерживающие или подавляющие факторы среды.

     В наше время, когда информационный поток  сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения  обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых  можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, подростку желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

     На  основании исследований, проведенных  Фондом темпоральных проблем, анализа и прогноза, можно сделать вывод, что школьники, при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.

     Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо если специальность ему понравится и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учится), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент (выпускник среднего общеобразовательного учреждения - школы, лицея, гимназии, колледжа и др.) не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации.

     Чтобы решить эти проблемы необходимо в  первую очередь проводить профориентационную работу, выявление задатков подростка, предоставить ему информацию о будущей деятельности, профессиях, различных кружках, клубах, в которых можно углубить и развить свои способности; средних, средне-специальных и высших учебных заведениях в Москве, Российской Федерации и за рубежом, где можно получить соответствующее образование; путях трудоустройства и получения возможности неполной занятости и пр.), возможностях трудоустройства с использованием новейших разработок в различных областях науки: космобиологии, психологии, вычислительной техники, коммуникаций и др.

     Профессиональная консультация заключается в помощи людям при выборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и ее индивидуальные качества. Профессиональная консультация — составная часть системы профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

     Во  многих государствах система профориентации молодежи включает в себя психологическую профессиональную консультацию. Психологическая консультация обычно проводится в форме беседы клиента с психологом.

     Формы профессиональной консультации:

     1) Справочная (профинформация) — сообщение информации об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования, предъявляемые к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения квалификации и продвижения, условий оплаты и т.д.);

     2) Простейшая (например, в школе — практические советы учителей, родителей, хорошо знающих ученика, особенно когда он не может сделать самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными качествами и экономической ситуацией);

     3) Определение профессиональной пригодности на основе психологического изучения личности. Эта форма профессиональной консультации наиболее ответственна и должна проводиться только специалистами. Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах:

     1) Добровольность участия клиента в консультации.;

     2) Его активность в принятии решения;

     3) Конфиденциальность диагностической информации;

     4) Многовариантность выбора.

     Психологическая профессиональная консультация проводится в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, психологическую диагностику способностей и склонностей, коррекцию представлений клиента о себе и конкретной профессии, выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора, «обратную связь» о полученных результатах. На сегодняшний день разработаны многочисленные системы профориентационных тестов и опросников, профориентационных игр, компьютерных профконсультационных систем и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» // Вопр. психол. 1994. N 3
  2. http://psyfactor.org/personal/personal15-06.htm
  3. http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
  4. http://www.ad-astro.com/ru/articles/proforientaciya.html
  5. http://www.proego.ru/articles/36

Информация о работе Профессиональная ориентация