Профессиограмма профессии продавец-консультант

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Профессия «продавец» включает ряд специальностей, различающихся как по характеру реализуемых товаров (продавец промышленных, продовольственных или смешанных товаров, услуг и т.д.), так и по характеру деятельности (продавец-консультант в торговом зале, продавец-кассир и т.д.).

Оглавление

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности)………..….3
1.1 Наименование и назначение профессии……………………………………......3
1.2. Назначение профессии «Продавец-консультант»…………………………......3
1.3 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда…………………........6
1.4 Необходимая общая и специальная подготовка…………………………….….7
1.5 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста…...……9
2. Условия деятельности……………………………………………………………...10
2.1 Санитарно-гигиенические условия………………………………………..…...10
2.2. Организация и режим труда…………………………………………………....11
3.Социально-психологические факторы деятельности……………………………..12
3.1 Характеристика объединения работников, в составе которых специалист выполняет свои обязанности……………………………………………….…..12
3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей……...…....12
3.3 Мотивационные аспекты деятельности………………………………………...13
4. Содержание деятельности работника……………………………………………...13
4.1 Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистами…………………………………………………………………..13
4.2 Особенности приема информации……………………………………………...13
4.3 Особенности переработки информации и принятия решения……………..…13
5. Динамика психических состояний в процессе работы……………………….......14
5.1 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста……………………..14
5.2 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний…………..……….14
6. Психограмма …………………………………………………………………..……14
7. Противопоказания к профессиональной деятельности……………………..……15
8.Методики отбора……………………………………………………………….……16

Файлы: 1 файл

контрольная ПРОФЕССИОГРАММА Продавец-консультант.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности)………..….3

   1.1 Наименование и назначение профессии……………………………………......3

   1.2. Назначение профессии «Продавец-консультант»…………………………......3

   1.3 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда…………………........6

   1.4 Необходимая общая и специальная подготовка…………………………….….7

   1.5 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста…...……9

2. Условия деятельности……………………………………………………………...10

   2.1 Санитарно-гигиенические условия………………………………………..…...10

   2.2. Организация и режим труда…………………………………………………....11

3.Социально-психологические  факторы деятельности……………………………..12

   3.1 Характеристика  объединения работников,  в составе которых специалист выполняет свои обязанности……………………………………………….…..12

   3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей……...…....12

   3.3 Мотивационные аспекты деятельности………………………………………...13

4. Содержание  деятельности работника……………………………………………...13

   4.1 Описание и анализ основных задач и операций,  выполняемых  специалистами…………………………………………………………………..13

   4.2 Особенности приема информации……………………………………………...13

   4.3 Особенности переработки информации и принятия решения……………..…13

5. Динамика психических  состояний в процессе работы……………………….......14

   5.1 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста……………………..14

   5.2 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний…………..……….14

6. Психограмма …………………………………………………………………..……14

7. Противопоказания  к профессиональной деятельности……………………..……15

8.Методики отбора……………………………………………………………….……16

 

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности)

1.1 Наименование  и назначение профессии

Профессия «продавец» включает ряд специальностей, различающихся  как по характеру реализуемых товаров (продавец промышленных, продовольственных или смешанных товаров, услуг и т.д.), так и по характеру деятельности (продавец-консультант в торговом зале, продавец-кассир и т.д.).

1.2. Назначение профессии «Продавец-консультант»:

Основным назначением профессии продавца-консультанта является осуществление наличных денежных расчетов с потребителями товаров с использованием контрольно – кассовой техники, консультирование потребителей по вопросам приобретения товаров, осуществление приемки товара, выкладки и подачи товаров в торговый зал, а также знание законодательства о защите прав потребителей и правил делового этикета.

Продавец-консультант  парфюмерии и косметики осуществляет такие специфические виды деятельности как:

      • Консультирование клиентов по торговым маркам парфюмерии, косметики, средств ухода, представленным в торговом зале
      • Ведение клиентской книги
      • Работа с постоянными клиентами (информирование о новых поступлениях, специальных акциях)
      • Контроль наличия товара в торговом зале, своевременное пополнение корнеров, контроль наличия и соответствия ценников

Основные  решаемые задачи профессии «Продавец- консультант»:

Продавец-консультант  должен уметь:

  • Осуществлять приемку товара в соответствии с товаросопроводительными документами.
  • Определять условия реализации и сроки годности товаров.
  • Соблюдать санитарные правила и нормы по хранению и реализации товаров.
  • Определять качество непродовольственных товаров доступными методами.
  • Осуществлять выкладку товаров, соблюдая правила подготовки и подачи товаров в торговый зал, а также правила товарного соседства.
  • Оформлять ценники на товар.
  • Предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, их качестве, потребительских свойствах, соблюдениях требований безопасности.
  • Применять контрольно-кассовую технику при расчетах наличными денежными средствами и с применением платежных карт.
  • Проводить расчетные операции с покупателями.
  • Оформлять возвратные операции по кассе
  • Осуществлять отчетные операции в конце рабочего дня.
  • Оформлять первичные учетные документы.
  • Составлять отчеты.
  • Инкассировать выручку.
  • Решать конфликтные ситуации с потребителями в соответствии с требованиями действующего законодательства

Продавец-консультант  должен знать:

  • Требований к реализации товаров, установленных нормативными актами Российской Федерации,
  • Санитарных и гигиенических правил,
  • Проведения денежных расчетов с потребителями за приобретенный товар,
  • Соблюдения прав потребителей при реализации товаров,
  • Правил этикета при обслуживании потребителей.

 

 История профессии и перспективы развития

Торговое ремесло – одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги.

Однако слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал.

Другой видной фигурой  в русской торговле после купца  был прасол – скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.

Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас  архитектурным памятникам – гостиным дворам (например, в Москве на Варварке). Другой вид торговых зданий – торговые ряды. Особенно шумно и многолюдно было в торговых рядах во время ярмарок. Мало кто не слышал о Нижегородской, Сорочинской, Харьковской ярмарках.

В 1575-1610 годах в России вышла первая «Торговая книга», содержащая сведения товароведческого характера.

В 1810 году была создана  первая в России московская практическая академия коммерческих наук.

В 1962 году в Лейпциге были приняты общие принципы классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Спрос на рынке труда  стабильно большой, профессия относится  к числу наиболее массовых, устроиться на работу относительно легко даже без опыта и специального образования. Разброс уровня зарплаты достаточно велик. Причем нередко платят не только оклад, но и проценты с продаж. Доходы примерно равны средней зарплате в промышленности, но могут быть как значительно ниже, так и превышать ее примерно в два раза. Также нужно учитывать, что продавец несет материальную ответственность, часто с него высчитывают стоимость украденных, испорченных товаров, недостачу в кассе. Поэтому зарплата в итоге может сильно отличатся от обещанной первоначально.

Карьерные перспективы  невелики, существуют квалификации: младший  продавец, продавец, старший продавец.

Можно дорасти до управляющего, менеджера, заведующего, директора  магазина, хотя чаще на такие должности  берут людей со специальным образованием и опытом работы, без этих условий  шанс сделать такую карьеру крайне невелик.

Области применения профессиональных знаний:

  • магазины (продовольственные, непродовольственные);
  • специализированные магазины (спортивные, хозяйственные и т. д.);
  • универмаги;
  • супермаркеты;
  • салоны-магазины;
  • торгово-оптовые склады;
  • рынки;
  • торговые ряды;
  • торговые точки.
    1. Характеристика рабочего места, средств и орудий туда

Продавцы работают индивидуально или в составе  бригады, в помещении и на воздухе, по скользящему графику (такой график чаще всего применяется для продавцов  продовольственных товаров).

Неблагоприятные факторы труда связаны с большими физическими нагрузками, эмоциональной насыщенностью деятельности, вредными условиями (продажа нитрокрасок, лаков, ядохимикатов и т.д.). Рабочая поза – положение стоя.

Средства и  орудия труда - контрольно-кассовая машина (ККМ). Он обеспечивает точный учет денежной выручки и контроль продажи товаров, позволяет проверить правильность выполнения расчетно-кассовых операций, сокращает время, необходимое для расчетов, повышает производительность труда контролеров-кассиров, снижает до минимума возможность ошибок при расчетах, предоставляет сведения об объемах продаж товаров и количестве обслуженных покупателей по часам рабочей смены.

1.4 Необходимая общая и специальная подготовка:

Профессию можно  получить в профессионально-технических колледжах, торговых школах и на курсах, возможно обучение непосредственно на рабочем месте.

Необходимые знания:

- Теоретические  основы товароведения потребительских  товаров: классификация, ассортимент,  виды, свойства, показатели качества; группы товаров, их назначение; потребительские свойства товаров; требования к качеству товаров; факторы, влияющие на качество, дефекты; условия и сроки хранения и годности товаров различного назначения; маркировка и упаковка товаров

- Экономика  отрасли и предприятия 

- Деловая культура: этика деловых отношений; культура речи; имидж - Основные требования к ведению бухгалтерского учета; объекты учета; первичные учетные документы, их реквизиты; сводная учетная документация

- Основы маркетинга  в торговле 

- Основы организации рекламной деятельности

- Критерии конкурентноспособности  товаров 

- Техника обслуживания  покупателей 

- Группы товаров:  ассортимент, классификация, характеристика, назначение, условия, сроки хранения  и годности, требования к качеству, дефекты 

- Классификация предприятий торговли, размещение их, уровень и виды услуг. Структура предприятий розничной торговли. Требования к помещениям торговых предприятий и организации рабочих мест

- Правила производственной  санитарии и гигиены 

- Виды и способы  эксплуатации торгового оборудования. Назначение, устройство, принцип работы торгового оборудования разных групп, видов и моделей. Признаки платежеспособности государственных денежных знаков; порядок приема и сдачи денег. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин. Нормативно-правовая база охраны труда

- Ассортимент,  классификация, характеристика, назначение, питательная ценность, розничные  цены на товары; признаки доброкачественности  товаров, норма естественной убыли  товаров, пути сокращения товарных  потерь 

- Ассортимент, характеристика, назначение товаров, способы пользования и ухода за ними

- Состояние  моды текущего сезона 

- Основные виды  сырья и материалов, идущих на  изготовление товаров, и способы  их распознавания 

Специфические требования:

Минимальный возраст приема на работу продавца, контролера-кассира – не моложе 18 лет.

Пол принимаемых  на обучение – не регламентирован.

Медицинские ограничения  регламентированы Перечнем медицинских  противопоказаний Министерства здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации

 

 1.5 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста

Продавец-консультант:

  • Следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополняет его.
  • Помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров.
  • Принимает участие в стимулировании продаж определенных видов товара, в рекламных акциях магазина: обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом.
  • Помогает товароведу или директору магазина принимать товар.
  • Осуществляет подготовку товаров к продаже: распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д.
  • Следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.). Продавец наклеивает ценники, подготовленные и переданные ему товароведом или директором: после приемки и расстановки товара; после обновления цен; в случае обнаружение несоответствия ценника требованиям правил торговли; в других случаях по указанию директора или товароведа.
  • Участвует в инвентаризации.
  • Следит за сроками реализации товаров. При обнаружении товаров с истекшими сроками реализации, продавец должен немедленно убрать товар с места продажи и дать эту информацию товароведу или директору.
  • Разрешает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.
  • Участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе.
  • Участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.
  • Информирует директора магазина обо всех внештатных ситуациях в своей работе.

Информация о работе Профессиограмма профессии продавец-консультант