Профессиограмма профессии продавец-консультант

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Профессия «продавец» включает ряд специальностей, различающихся как по характеру реализуемых товаров (продавец промышленных, продовольственных или смешанных товаров, услуг и т.д.), так и по характеру деятельности (продавец-консультант в торговом зале, продавец-кассир и т.д.).

Оглавление

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности)………..….3
1.1 Наименование и назначение профессии……………………………………......3
1.2. Назначение профессии «Продавец-консультант»…………………………......3
1.3 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда…………………........6
1.4 Необходимая общая и специальная подготовка…………………………….….7
1.5 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста…...……9
2. Условия деятельности……………………………………………………………...10
2.1 Санитарно-гигиенические условия………………………………………..…...10
2.2. Организация и режим труда…………………………………………………....11
3.Социально-психологические факторы деятельности……………………………..12
3.1 Характеристика объединения работников, в составе которых специалист выполняет свои обязанности……………………………………………….…..12
3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей……...…....12
3.3 Мотивационные аспекты деятельности………………………………………...13
4. Содержание деятельности работника……………………………………………...13
4.1 Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистами…………………………………………………………………..13
4.2 Особенности приема информации……………………………………………...13
4.3 Особенности переработки информации и принятия решения……………..…13
5. Динамика психических состояний в процессе работы……………………….......14
5.1 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста……………………..14
5.2 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний…………..……….14
6. Психограмма …………………………………………………………………..……14
7. Противопоказания к профессиональной деятельности……………………..……15
8.Методики отбора……………………………………………………………….……16

Файлы: 1 файл

контрольная ПРОФЕССИОГРАММА Продавец-консультант.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

2. Условия деятельности

2.1 Санитарно-гигиенические условия

Условия труда  работников магазина во многом зависят  от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха.

Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22ºC, в теплый период – не превышать 28ºC. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный - не более 0,3 м/с.

Система вентиляции и отопления должна предусматривать  равномерное распределение воздуха  в помещениях магазина.

Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не должна превышать 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28ºC) до 75 % (при 24ºC).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический  цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе  не должна превышать 10 мг/м3.

Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

2.2. Организация и режим труда

Согласованности режима работы магазина с режимом  труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

В рабочее время  включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается  из затрат времени на получение и  подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем.

В магазине с  восьмичасовым рабочим днем продолжительность  рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями.

Общая продолжительность  рабочего времени за неделю - 40 ч.

Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников устанавливается  рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда  невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров- кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день.

Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.

В том случае, если магазин работает в полторы  или две смены и в течение  дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу.

Такой график предусматривает  выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня.

3.Социально-психологические факторы деятельности

3.1 Характеристика  объединения работников,  в составе  которых специалист выполняет  свои обязанности:

     - количественный состав (в магазине работает 18 человек),

     - степень самостоятельности (каждый сотрудник отдела выполняет свои обязанности),

     - влияние сплоченности на качество  выполнения поставленных задач (сплоченность коллектива повышает процент продаж),

     - степень взаимообусловленности  успеха индивидуальной  и  коллективной  деятельности (индивидуальный успех воспринимается как коллективнй),

     - типичный стиль руководства  (демократический),

     -интенсивность профессионального общения (высокая интенсивность общения).

3.2 Роль  и место специалиста в системе  внутриколлективных связей:

     - основные связи специалиста в  ходе  служебной  деятельности  по  «вертикали и горизонтали» (специалист подчиняется старшему продавцу),

     - степень значимости успешности  выполнения работником своих   задач (ежеквартальное получение стимулирующих премий)

     - возможность проявления индивидуальных особенностей,  способностей, творчества (высокий уровень коммуникативных способностей продавца повышает уровень продаж товаров),

     - требования к общительности, стилю  поведения и т.д. (вежливость с покупателями, внимательность, отсутствие раздражения и навязчивости).

3.3 Мотивационные  аспекты деятельности:

     - наиболее привлекательные и негативные  стороны профессии (привлекательные – возможность покупки товаров со скидкой; негативные – работа стоя в течение длительного времени, возможные конфликты с покупателями).

4. Содержание деятельности работника

4.1 Описание  и анализ основных задач и  операций,  выполняемых  специалистами:

     - наименование,  последовательность  и содержание основных задач  и  операций (общение с покупателем, консультирование по качеству парфюмерной и косметической продукции, сообщение о специальных акциях и скидках, оформление дисконтной карты).

4.2 Особенности  приема информации:

   - характеристика  поступающей  информации  (состав  информационных каналов, преобладающие виды сигналов,  распределение информации по форме предъявления и по времени,  объем основных сообщений) – информационные каналы: зрительный и слуховой; в основном слуховая информация;

   - общая  структура коммуникаций специалиста (вопрос-ответ).

4.3 Особенности  переработки информации и принятия  решения:

     - преимущественные способы переработки  и принятия  решения,  степень  их согласованности и ответственности (продавец-консультант отвечает за правдивость информации о продаваемом товаре),

     - участие и роль в этом различных видов памяти  (долговременной, оперативной, логической,  зрительной, слуховой), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-обзорного,  логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности) – при этом принимает участие все виды памяти, логическое мышление с учетом гибкости и быстроты мышления,

     - влияние личностных качеств на  эффективность переработки информации  и принятия решения (коммуникабельность продавца –консультанта влияет на количество приобретаемого товара покупателями).

5. Динамика психических состояний в процессе работы

5.1 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

     - наиболее характерные эмоциональные  состояния для данной  специальности (доброжелательность, выдержка, отзывчивость),

     - ситуации, вызывающие эмоциональное  напряжение (конфликты с покупателями и сотрудниками магазина),

     - степень обусловленности ЭС самим  процессом деятельности, а также  факторами среды и социально-психологическими факторами (конфликты с покупателями).

5.2 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

     - в какой мере изменение состояний  влияет на эффективность выполнения  работы (снижается мотивация труда),

     - возможность управления динамикой  психических состояний  (приемы  и средства) (техники саморегуляции),

          - какие социально-психологические  и психофизиологические качества  в наибольшей мере обеспечивают  преодоление неблагоприятных  состояний (выдержка).

6. Психограмма

Профессионально важные качества профессии «Продавец-консультант»:

    • Общительность,
    • Стрессоустойчивость, самоконтроль (умение управлять собой – эмоциями, поступками, поведением)
    • Терпение,
    • Выдержка,
    • Снисходительность
    • Ровное и спокойное отношение к людям
    • Эмоциональная устойчивость
    • Оперативность
    • Расторопность
    • Внимательность
    • Ответственность
    • Честность
    • Доброжелательность
    • Наблюдательность
    • Умение убеждать

7. Противопоказания к профессиональной деятельности

Работа противопоказана  людям, страдающим заболеваниями:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • кожной аллергией;
  • экземой кистей рук;
  • эпилепсией;
  • резко выраженными неврозами;
  • снижением слуха на оба уха;
  • хроническими инфекционными заболеваниями;
  • болезнями сердечно-сосудистой системы, если работа требует большого физического напряжения.

 

8.Методики отбора

Методика исследования

Оцениваемые характеристики

Рекомендуемая степень

выраженности

1. Расстановка  чисел

 

2. Память на  образы

3. Методика «10 слов»

 

 

4. Оперативная  память

 

 

5. Выявление  слов

6. Шифровка Векслера

(или)

6а. Установление  закономерностей

Объем и распределение внимания

Наглядно-образная память

Кратковременная память, утомляемость, активность внимания

 Оперативная  память, способность к умственным вычислениям

Избирательность внимания

Общая обучаемость

 

Репродуктивное  мышление

Не ниже среднего

 

Не менее 8 образов

Не менее 8 слов для кратковременной памяти

 

Число правильно  найденных сумм от 30 и выше

Не ниже среднего

Не ниже среднего

 

Не ниже среднего


Для диагностики  личностных особенностей:

    1. Тест А.И. Крупнова «Общительность»;
    2. Тест А.И. Крупнова «Ответственность»;
    3. 16-факторный личностный опросник Кеттелла  (диагностика черт характера)
    4. Тест «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ)

Информация о работе Профессиограмма профессии продавец-консультант