Профессиограммы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Каждый психолог, который непосредственно занимается практической деятельность и консультирует людей по вопросам выбора профессии, ведения профессиональной деятельности и управления кадрами, должен иметь навыки создания описания видов профессиональной деятельности, а также должен знать характеристики, которым нужно соответствовать людям, чтобы заниматься то или иной деятельностью. Кроме работы с профессиограммами, то есть, готовыми описаниями профессий, консультанту часто приходится работать самостоятельно, составляя для клиентов описания избранных ими профессий и указывая на особенности этих профессий, не стоит путать это с характеристикой с места работы.

Файлы: 1 файл

36. Профессиограммы.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Каждый психолог, который непосредственно занимается практической деятельность и консультирует  людей по вопросам выбора профессии, ведения профессиональной деятельности и управления кадрами, должен иметь  навыки создания описания видов профессиональной деятельности, а также должен знать характеристики, которым нужно соответствовать людям, чтобы заниматься то или иной деятельностью. Кроме работы с профессиограммами, то есть, готовыми описаниями профессий, консультанту часто приходится работать самостоятельно, составляя для клиентов описания избранных ими профессий и указывая на особенности этих профессий, не стоит путать это с характеристикой с места работы.

Иногда профессиограммы  составляются для определенной категории  граждан, также может брпаться во внимание определенный регион страны или даже часть мира. Некоторые клиенты на консультации у психолога, работающего в области психологии труда и управления, просят составить профессиограмму для уникальных, новых, специфических профессий. И это не странно, ведь в последнее время появляются такие профессии, которые ране не имели места быть. Многие люди пробуют себя в самых различных технических, биологических, гуманитарных, творческих направлениях деятельности.

Правила составления  профессиограммы:

Являет собой  характеристику профессии с ее описанием и указанием специфики деятельности в рамках этой профессии. Используется профессиограмма как указатель задач, которые стоят перед человеком, выбравшим определенную профессию. Также в профессиографии используется сложение психограмм. Под психограммами следует понимать перечень качеств определенной личности, которые были бы полезны человеку при работе в определенной отрасли.

Так, существует психограмма профессий для работы в инженерной, медицинской, педагогической, технической и прочих сферах. Психограмма составляется на основе проведения бесед, тестов, экспериментальных исследований людей, которые являются специалистами в определенной профессии. Профессионально значимые качества сводятся в один список, и для оценки личности на профессиональную пригодность проводится сравнение ее личностных качеств, указанных в списке. 

Анализ труда

Труд в данном контексте рассматривается как  центральный элемент для исследования, ведь согласно специфике труда и  составляются профессиограммы и  психограммы.  Изучение труда в психологии имеет большое значение. На сегодня существует более десяти разных подходов к изучению специфики (анализ, системность) труда. Рассмотрим подход, разработанный и описанный отечественным психологом, специалистом в области психологии труда, Е.М. Ивановым.

Иванов выделил  три уровня анализа труда:

1. Анализ параметров  труда. На этом уровне рассматриваются  детали, которые являются основными  в характеристике труда. Это  и техническая грань труда,  и вопрос материальных ресурсов, которые используются в профессиональной деятельности, и те цели, которы стоят перед рабочими, и условия, в которых совершается трудовая деятельность. Отдельный вопрос – это описание личности каждого, кто работает в данной сфере. В этом смысле имеют значение многие параметры – пол, возраст, состояние здоровья сотрудника, его профессиональные качества и, конечно же, достижения и промахи, которые он совершает по ходу своей деятельности, все это влияет на составление профессиограммы профессии.

2. Структурный уровень. На этом уровне изучается строение и специфика контактов, которые происходят во время рабочего процесса.

3. Уровень функций.  На этом уровне происходит  общий анализ трудовой деятельности. Вся информация, полученная на  уровне анализа предметов труда, его структуры, обобщается и оценивается в целом. Складывается описание цели, особенностей и структуры взаимодействия субъектов и объектов трудовой деятельности. 

Другой специалист в области профессиограмм и психологии труда, Шадриков В.Д. рассматривает труд не как процесс, а как объединенную систему. Также, как и в описании Иванова, здесь есть три уровня:

1.    Уровень  мотиваций. Мотив – это то, что заставляет человека действовать.  В контексте изучения труда,  мотивация является толчком к  выбору профессии и деятельности в ее рамках .по этому на мотивационном уровне изучается то, на сколько профессия важна для общества, на сколько она востребована и привлекательна для людей, которые ею занимаются.

2.    Уровень  компонентов деятельности. Труд  имеет несколько граней. На уровне компонентов профессиограмма трудовой деятельности по отдельности изучается каждая операция, которая проводится в рамках изучаемой деятельности, берется во внимание информативная база, которая имеет значение для исследуемого вида деятельности, поддается анализу алгоритм и план совершения деятельности, личностные качества профессионалов, задействованных в данном виде труда.

3.    Уровень исследования информации. На этом уровне исследуются рабочие кадры, то есть люди, задействованные в определенном виде деятельности. Анализу подлежит их психическое здоровье, в частности готовность к исполнению определенного вида профессиональной деятельности и анализ реакции психики рабочих на специфические профессиональные раздражители, что прямо влияет на социальную профессиограмму профессии. Также поддается изучению то, как психика людей справляется со всей информацией, которой необходимо обладать для успешного ведения профессиональной деятельности в определенной сфере труда. Это, в первую очередь, анализ памяти, воображения, мышления специалиста. 

Типы профессиограмм

 Согласно  разработкам отечественного специалиста  в области психологии труда, Е.М. Иванова, пять основных видов профессиограмм, которые составляются для описания профессий и подбора кадров под них. Итак, рассмотрим описанные Ивановым тип профессиограмм. 
 

1. Первый тип  – это профессиограммы, содержащие  основную информацию об определенной профессии, то есть, информационные профессиограммы. Их применяют для консультирования людей, которые находятся в поисках работы. В информационной профессиограмме для безработного есть четкое описание профессии, критериев, по которому для нее отбирают кадров, а также в наличии имеются указатели на специфику описываемой профессии. Такую профессиограмму можно получить на бирже труда или в кабинете психолога, который консультирует по вопросам психологии  труда. Также информационные профессиограммы используются для работы с подростками и людьми юношеского возраста, которые только приступают к выборы профессии. Профориентирующие профессиограмм должны быть в школах, профессиональных технических заведениях, колледжах, интернатах. Работать с ними молодые люди могут самостоятельно или при помощи психолога-консультанта или педагога-консультанта.

2. Профессиограммы  для диагностики недостатков.  Их составляют, чтобы описать  трудности, которые могут возникать  в процессе трудовой деятельности, также подобные профессиограммы содержат описание всевозможных форс-мажорных обстоятельств, критических моментов, опасностей производственного процесса. В них включены пункты, которые касаются как технической стороны вопроса, так и кадровой. Люди, которые работают в изучаемой сфере, могут иметь те или иные личностны недостатки, которые негативным образом способны повлиять на эффективность труда. Это тоже учтено в диагностической профессиограмме. Профессиограммы диагностического типа должны быть в наличии не только у психологов-консультантов, но и у людей, занимающих руководящие должности, для того, чтобы они смогли в случае необходимости предоставить нужную информацию своим подчиненным.

3. Структурные  профессиограммы. Разрбатываются  для дополнения эргатической  системы, когда человек управляет каким-то сложным техническим средством. Это могут быть внесения правил и норм использования техники на производстве или инструкция по эксплуатации транспортных средств (самолеты, поезда, машины, водный транспорт и прочее). Часто структурные профессиограммы используются на предприятиях, которые вводят новые технические средства в процесс трудовой деятельности. Структурные профессиограммы рассчитаны и на то, чтобы совершенствовать навыки и знания кадров, работающих с техническими средствами.

4. Методологические  профессиограммы. Эти профессилограммы  в некоторой мере связанны  из структурными, потому что содержат  информацию о том, как методмчески  правильно, эффективно и безопасно  нужно использовать технику, необходимую  на производстве. Также методологические профессиограммы содержат информацию о том, как необходимо действовать человеку в рамках работы с эргатической системой. Иногда в составлении таких профессиограмм участвуют сами специалисты, которым приходилось работать с эргатическими системами. Они, работая над профессиограммами, анализируют свою деятельность, углубляют знания, необходимые в работе, делятся опытом с коллегами. Составление методологических профессиограмм специалистами с разных сфер должно проходить при консультации психолога или руководителя, который обладает всеми необходимыми навыками составления профессиограмм.

5. Профессиограммы  отборные. Они составляются для  того, чтобы облегчить руководителям  предприятий и специалистам кадрового  отдела отбор людей, претендующих  на работу в той или иной профессиональной сфере. Правильно сложенная отборная профессиограмма позволит работать с потенциальными кадрами сразу в трех направлениях: подбирать рабочих на определенные места, определять уровень квалифицированности специалиста и его роль в трудовом коллективе организации, производить повторную подготовку кадров или направлять людей на новые для них рабочие места.

Информация о работе Профессиограммы