Профессиография и профессиограмма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:17, доклад

Краткое описание

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу.
Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий.

Файлы: 1 файл

Профессиография и профессиограмма.docx

— 22.31 Кб (Скачать)

ПРОФЕССИОГРАФИЯ И ПРОФЕССИОГРАММА

 

1.Сущность профессиографии

Во второй половине 1920-х  гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело  к оформлению специального подхода  в психотехнике — профессиографии. Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу.

Предметом профессиографии  является научное исследование, описание и проектирование профессий.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. 

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности: особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: 

 • аттестацией работников;   

• проектированием новых  профессий и специальностей;  

• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;  

• совершенствованием профессионального  образования, подготовки и повышения  квалификации; 

• научными исследованиями профессионального развития личности. 

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. 

1.1  Виды профессиограмм 

Профессиограммы могут преследовать разные цели, соответственно выделяют разные их типы: информационные, диагностические, прогностические, методические и т.д.

Информационные интересны для профконсультации, главное их назначение – первичное информирование оптантов (людей, стоящих перед необходимостью выбора профессии)  о профессии.

Диагностические – составляются в случаях выяснения причин низкой производительности труда, травматизма, текучести кадров.  Здесь подробно прописываются факторы производственной среды, которые оказывают влияние на человека, требования профессии к личностным и психофизиологическим качествам, проводится диагностика причин низкой производительности.

Методическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать методы исследования ПВК (профессионально важных качеств личности) и состояния субъекта труда. Здесь прописывается содержание деятельности, а также виды ошибок на рабочем месте, санитарно-гигиеническая среда, условия мотивации.

Прогностическое профессиографирование применяется для выдачи рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности и проектирования профессионального роста. В профессиограмму обязательно входит история и перспективы развития профессии, характеристика профессионального поля, профессиональная мобильность работника.

Рассмотрим 2 вида профессиограмм:

1) Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу ставится субъект труда – носитель профессии. Профессиограмма состоит из блоков.   

1 блок  – паспорт профессии: краткие сведения – наименование профессии и специальностей, назначение, кодификация, уровень проф.образования.    

2 блок  – основной объект (сфера профессии) – сведения о типе профессии (ЧП, ЧЧ и т.д.), об объектах профессии.    

3 блок  – ключевые ценности профессии (отношение к предмету профессии, принципы личности)   

4 блок  – предметно-профессиональная компетентность – характеристика профессиональной среды – к какой сфере относится профессия, что представляют ее объекты, какое значение имеет продукт труда, что он собой представляет, как получить результат труда.   

5 блок  – социально-профессиональная компетенция – развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции, саморазвития, правовая культура и т.д.    

6 блок  – специальные психофизиологические  требования – медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.    

Каждый блок состоит  из модулей. Модуль включает наименование, шифр, уровень профессиональной подготовки, параметры профессии и степень  их овладения, критерии оценки достижений.

Такая профессиограмма нужна для отбора содержания образования, обеспечения мониторинга проф.подготовленности.

2) Проспектированное профессиографирование – его назначение – проектирование профессионального роста специалиста.  Необходимо для аттестации, профконсультирования. 

Профессиограмма отражает динамику изменения ведущей деятельности на разных стадиях  профессионального становления. На каждой стадии приводятся составляющие деятельности: виды деятельности, направляемые мотивами и стратегическими целями, проф.действия, направляемые тактическими целями, способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.

Здесь есть блоки: паспорт  профессии, подготовка кадров (уровни профобразования, подготовки, перспективы  роста и карьеры), характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профстановления, проспектированная психограмма на каждой стадии становления (ведущая деятельность, профнаправленность, компетентность, ПВК, психофизиол. свойства), санитарно-гигиенические условия труда.

1.2. Общие принципы  составления профессиограммы

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

- общих сведений о профессии  (наименование, назначение, обязанности  персонала, показатели результативности  труда и т.д.);

- содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);

- средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение). 
  2. Как человек делает? (анализ действий). 
  3. Для чего человек делает?
  4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).

 

ПРОФЕССИОГРАММА: ЛОГОПЕД

Характеристика  процесса труда.

Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Логопед проводит психолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи, диагностирует отклонения от речевого, умственного и физического развития; использует данные психолого-педагогической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-педагогического процесса. Также проводит коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу, ведёт коррекционно-реабилитационную работу с детьми, осуществляет оздоровительно-профилактические мероприятия, анализ и динамику развития речи детей с особенностями развития речи.

Условия работы: в помещении, мобильный

Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.

Требования профессии к человеку. Терпение, сострадание. Эмоциональная устойчивость. Наблюдательность. Такт. Настойчивость. Коммуникативные, педагогические способности: умение доступно объяснять больному ребёнку сложный учебный материал.

Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.


Информация о работе Профессиография и профессиограмма