Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:17, доклад
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу.
Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ И ПРОФЕССИОГРАММА
1.Сущность профессиографии
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу.
Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий.
При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Одним из основополагающих
принципов
• аттестацией работников;
• проектированием новых профессий и специальностей;
• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;
• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;
• научными исследованиями профессионального развития личности.
Результаты
1.1 Виды профессиограмм
Профессиограммы могут преследовать разные цели, соответственно выделяют разные их типы: информационные, диагностические, прогностические, методические и т.д.
Информационные интересны для профконсультации, главное их назначение – первичное информирование оптантов (людей, стоящих перед необходимостью выбора профессии) о профессии.
Диагностические – составляются в случаях выяснения причин низкой производительности труда, травматизма, текучести кадров. Здесь подробно прописываются факторы производственной среды, которые оказывают влияние на человека, требования профессии к личностным и психофизиологическим качествам, проводится диагностика причин низкой производительности.
Методическое
профессиографирование позволяе
Прогностическое
профессиографирование применяе
Рассмотрим 2 вида профессиограмм:
1) Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу ставится субъект труда – носитель профессии. Профессиограмма состоит из блоков.
1 блок – паспорт профессии: краткие сведения – наименование профессии и специальностей, назначение, кодификация, уровень проф.образования.
2 блок – основной объект (сфера профессии) – сведения о типе профессии (ЧП, ЧЧ и т.д.), об объектах профессии.
3 блок
– ключевые ценности профессии
4 блок
– предметно-профессиональная
5 блок
– социально-профессиональная
6 блок
– специальные
Каждый блок состоит из модулей. Модуль включает наименование, шифр, уровень профессиональной подготовки, параметры профессии и степень их овладения, критерии оценки достижений.
Такая профессиограмма нужна для отбора содержания образования, обеспечения мониторинга проф.подготовленности.
2) Проспектированное профессиографирование – его назначение – проектирование профессионального роста специалиста. Необходимо для аттестации, профконсультирования.
Профессиограмма отражает динамику изменения ведущей деятельности на разных стадиях профессионального становления. На каждой стадии приводятся составляющие деятельности: виды деятельности, направляемые мотивами и стратегическими целями, проф.действия, направляемые тактическими целями, способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Здесь есть блоки: паспорт профессии, подготовка кадров (уровни профобразования, подготовки, перспективы роста и карьеры), характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профстановления, проспектированная психограмма на каждой стадии становления (ведущая деятельность, профнаправленность, компетентность, ПВК, психофизиол. свойства), санитарно-гигиенические условия труда.
1.2. Общие принципы составления профессиограммы
1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.
2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
- общих сведений о профессии
(наименование, назначение, обязанности
персонала, показатели
- содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
- средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).
При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:
ПРОФЕССИОГРАММА: ЛОГОПЕД
Характеристика процесса труда.
Логопед
– специалист широкого профиля, работающий
со всеми видами речевых нарушений. Логопед проводит психолого-
Условия работы: в помещении, мобильный
Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.
Требования профессии к
Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.