Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....
Уровень постоянного стресса у студенток за последние три месяца:
Значительно уменьшился у 2 студенток (10%);
Незначительно уменьшился тоже у 2 студенток (10%);
Не изменился у 4 студенток (20%);
Незначительно возрос у 10 студенток (50%);
Значительно увеличился у 2 студенток (10%).
Средний показатель экзаменационного волнения в группе среди студенток – 7,4. Студентки волнуются немного выше нормы, возможно это связано с одной из причин стресса излишним серьёзным отношением к учёбе.
Проявляется
стресс в группе в основном на психологическом
уровне, что сказывается на плохом сне,
нехватке времени, отвлекаемости и пониженной
работоспособности. Биологические проявления
стресса присутствуют у студенток в малом
количестве. Это говорит о том, что показатель
здоровья у студенток хороший [таблица
2].
Таблица
2 - Проявление стресса у студенток
№ | Проявление стресса | Результаты, max=10б. |
1 | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 6,7 |
2 | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 6,5 |
3 | Плохой сон | 6,2 |
4 | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 5,7 |
5 | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 5,1 |
6 | Плохое настроение, депрессия | 5 |
7 | Раздражительность, обидчивость | 5 |
8 | Страх, тревога | 4,4 |
9 | Головные боли | 4,4 |
10 | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 4,2 |
11 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 4,2 |
12 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 3,9 |
13 | Напряжение или дрожание мышц | 3,9 |
14 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 3,6 |
15 | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 3,5 |
16 | Затрудненное дыхание | 3 |
Основными
приёмами снятия стресса студентки
используют сон и перерыв в
учёбе (используют 80% опрошенных). Курение,
алкоголь и наркотики студентки
не используют вообще, что ещё раз
подтверждает хорошее физическое здоровье
[таблица 3].
Таблица 3 - Приемы снятия стресса
Способ снятия стресса | Выбор студентов, в % |
Сон | 80% |
Перерыв в работе или учебе | 80% |
Общение с друзьями или любимым человеком | 70% |
Вкусная еда | 50% |
Физическая активность | 40% |
Поддержка родителей | 30% |
Способ снятия стресса | Выбор студентов, в % |
Прогулки на свежем воздухе | 30% |
Хобби | 30% |
Секс | 0% |
Телевизор | 0% |
Сигареты | 0% |
Алкоголь | 0% |
Наркотики | 0% |
Иное: интернет. |
Из
биологических признаков
Таблица
4 – Биологические признаки проявления
стресса
Признак проявления стресса | Выбор студентов, в % |
Учащенное сердцебиение | 72% |
Головные или иные боли | 54% |
Скованность, дрожание мышц | 46% |
Сухость во рту | 38% |
Затрудненное дыхание | 38% |
При
проведении теста, определяющего уровень
самооценки стрессоустойчивости, средний
показатель стрессоустойчивости составил
16,5 из 40 возможных баллов, что соответствует
удовлетворительной оценке показателя
самооценки стрессоустойчивости студентов,
который означает адекватность восприятия
своей стрессоустойчивости и уровень
стрессоустойчивости студентов в группе.
Таблица
5 - Самооценка стрессоустойчивости
№ | Инициалы испытуемых | Результаты,
max = 40 б. |
Оценка |
1 | М.Ю. | 31 | Плохо |
2 | Т.В. | 23 | Удовлетворительно |
3 | К.Ю. | 23 | Удовлетворительно |
4 | М.И. | 22 | Удовлетворительно |
5 | Д.А. | 21 | Удовлетворительно |
6 | К.М. | 21 | Удовлетворительно |
№ | Инициалы испытуемых | Результаты,
max = 40 б. |
Оценка |
7 | Б.Г. | 19 | Удовлетворительно |
8 | П.Д. | 19 | Удовлетворительно |
9 | Д.А. | 18 | Удовлетворительно |
10 | Т.С. | 17 | Удовлетворительно |
11 | К.В. | 16 | Удовлетворительно |
12 | М.И. | 16 | Удовлетворительно |
13 | Г.А. | 14 | Хорошо |
14 | Ф.Т. | 14 | Хорошо |
15 | М.И. | 12 | Хорошо |
16 | Я.К. | 11 | Хорошо |
17 | А.С. | 10 | Хорошо |
18 | Н.Г. | 9 | Хорошо |
19 | М.Л. | 8 | Хорошо |
20 | Г.Ю. | 6 | Отлично |
Итого: оценка «отлично» у 5%, оценка «хорошо» у 35% студентов, «удовлетворительно» у 55% и «плохо» у 5%. |
Скорее всего студентам не всегда удается контролировать свою психику и поведение в сложных стрессовых ситуациях, но, в то же время, довольно значительную часть стрессогенных факторов они уже умеют держать в узде.
В
таких случаях нужно учиться
у других - как у реальных людей,
так и у героев книг и фильмов.
Надо пробовать моделировать, визуализировать,
представлять успешное завершение тревожащего
предстоящего мероприятия. Подобное планирование
поможет не только взять стресс под
контроль, но и эффективно выполнить намеченное.
Надо воспринимать неизбежные жизненные
удары как учебный бой - мотать на ус, анализировать,
устраивать каждый раз "разбор полетов"
- это поможет не повторять ошибок в следующий
раз в подобной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
теоретического и практического
материала по проблемам стресса,
а также проведенное
Согласно классическому описанию, предложенному Гансом Селье, стресс является самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, представляющий собой по сути одно из эмоциональных состояний. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.
Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
В
результате своего исследования я выяснила,
что основными причинами
Итак,
стресс - это неотъемлемая часть
повседневной жизни каждого студента.
Реакция на стресс, как и начало
трудового дня, режим питания, двигательная
активность, качество отдыха и сна,
взаимоотношения с окружающими,
являются составными частями образа жизни.
От самого студента зависит, каким будет
его образ жизни - здоровым, активным или
же нездоровым, пассивным, а, следовательно,
как часто и продолжительно он будет находиться
в стрессовом состоянии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Селье, Г. Стресс без
2 Татура, Ю. В. Стресс: тонкости, хитрости и секреты [Текст] / Ю. В. Татура. - М.: Бук-пресс, 2006. - 384c.
3 Панченко, Л. Л. Диагностика стресса [Текст] / Л. Л. Панченко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 35с.
4 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, - 2006. - с.528
5
Стресс и пути его преодоления [Текст]
/ [электр. рес.]. – Режим доступа - http://school10.by/index.php/
6
Селье, Г. Стресс жизни [Текст] / Г. Селье
[электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.psyinst.ru/library.
Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления