Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)
 

    Уровень постоянного стресса у студенток за последние три месяца:

    Значительно уменьшился у 2 студенток (10%);

    Незначительно уменьшился тоже у 2 студенток (10%);

    Не  изменился у 4 студенток (20%);

    Незначительно возрос у 10 студенток (50%);

    Значительно увеличился у 2 студенток (10%).

    Средний показатель экзаменационного волнения в группе среди студенток – 7,4. Студентки волнуются немного  выше нормы, возможно это связано  с одной из причин стресса излишним серьёзным отношением к учёбе.

    Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на плохом сне, нехватке времени, отвлекаемости и пониженной работоспособности. Биологические проявления стресса присутствуют у студенток в малом количестве. Это говорит о том, что показатель здоровья у студенток хороший [таблица 2]. 

    Таблица 2 - Проявление стресса у студенток 

Проявление  стресса Результаты, max=10б.
1 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени     6,7
2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей     6,5
3 Плохой сон     6,2
4 Повышенная  отвлекаемость, плохая концентрация внимания     5,7
5 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость     5,1
6 Плохое настроение, депрессия     5
7 Раздражительность, обидчивость     5
8 Страх, тревога     4,4
9 Головные боли     4,4
10 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами     4,2
11 Потеря уверенности, снижение самооценки     4,2
12 Проблемы с  желудочно-кишечным трактом     3,9
13 Напряжение  или дрожание мышц     3,9
14 Учащенное сердцебиение, боли в сердце     3,6
15 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении     3,5
16 Затрудненное  дыхание     3
 

    Основными приёмами снятия стресса студентки  используют сон и перерыв в  учёбе (используют 80% опрошенных). Курение, алкоголь и наркотики студентки  не используют вообще, что ещё раз  подтверждает хорошее физическое здоровье [таблица 3]. 

    Таблица 3 - Приемы снятия стресса

     

Способ  снятия стресса Выбор студентов, в %
Сон     80%
Перерыв в работе или учебе     80%
Общение с друзьями или любимым человеком     70%
Вкусная еда     50%
Физическая  активность     40%
Поддержка родителей     30%
Способ  снятия стресса Выбор студентов, в %
Прогулки  на свежем воздухе     30%
Хобби     30%
Секс      0%
Телевизор     0%
Сигареты      0%
Алкоголь      0%
Наркотики     0%
Иное: интернет.
 

    Из  биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов [таблица 4]. 

    Таблица 4 – Биологические признаки проявления стресса 

Признак проявления стресса Выбор студентов, в %
Учащенное сердцебиение     72%
Головные  или иные боли     54%
Скованность, дрожание мышц     46%
Сухость во рту     38%
Затрудненное  дыхание     38%
 

    При проведении теста, определяющего уровень  самооценки стрессоустойчивости, средний  показатель стрессоустойчивости составил 16,5 из 40 возможных баллов, что соответствует  удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе. 

    Таблица 5 - Самооценка стрессоустойчивости  

Инициалы испытуемых Результаты,

max = 40 б.

Оценка
1     М.Ю.     31 Плохо
2     Т.В.     23 Удовлетворительно
3     К.Ю.     23 Удовлетворительно
4     М.И.     22 Удовлетворительно
5     Д.А.     21 Удовлетворительно
6     К.М.     21 Удовлетворительно
Инициалы испытуемых Результаты,

max = 40 б.

Оценка
7     Б.Г.     19 Удовлетворительно
8     П.Д.     19 Удовлетворительно
9     Д.А.     18 Удовлетворительно
10     Т.С.     17 Удовлетворительно
11     К.В.     16 Удовлетворительно
12     М.И.     16 Удовлетворительно
13     Г.А.     14 Хорошо
14     Ф.Т.     14 Хорошо
15     М.И.     12 Хорошо
16     Я.К.     11 Хорошо
17     А.С.     10 Хорошо
18     Н.Г.     9 Хорошо
19     М.Л.     8 Хорошо
20     Г.Ю.     6 Отлично
Итого: оценка «отлично» у 5%, оценка «хорошо» у 35% студентов, «удовлетворительно»  у 55% и «плохо» у 5%.
 

    Скорее  всего студентам не всегда удается  контролировать свою психику и поведение  в сложных стрессовых ситуациях, но, в то же время, довольно значительную часть стрессогенных факторов они уже умеют держать в узде.

    В таких случаях нужно учиться  у других - как у реальных людей, так и у героев книг и фильмов. Надо пробовать моделировать, визуализировать, представлять успешное завершение тревожащего  предстоящего мероприятия. Подобное планирование поможет не только взять стресс под контроль, но и эффективно выполнить намеченное. Надо воспринимать неизбежные жизненные удары как учебный бой - мотать на ус, анализировать, устраивать каждый раз "разбор полетов" - это поможет не повторять ошибок в следующий раз в подобной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Изучение  теоретического и практического  материала по проблемам стресса, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие  выводы.

    Согласно  классическому описанию, предложенному  Гансом Селье, стресс является самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, представляющий собой по сути одно из эмоциональных состояний. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

    Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу  подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

    Стресс  в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные  с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

    Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

    В результате своего исследования я выяснила, что основными причинами появления  стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми, перерывами в учёбе.

    Итак, стресс - это неотъемлемая часть  повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    1 Селье, Г. Стресс без дистресса  [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 124с.

    2 Татура, Ю. В. Стресс: тонкости, хитрости и секреты [Текст] / Ю. В. Татура. - М.: Бук-пресс, 2006. - 384c.

    3 Панченко, Л. Л. Диагностика стресса [Текст] / Л. Л. Панченко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 35с.

    4 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, - 2006. - с.528

    5 Стресс и пути его преодоления [Текст] / [электр. рес.]. – Режим доступа - http://school10.by/index.php/menuekzam/submenu2psih/48-ststress - Дата доступа: 3.03.2011

    6 Селье, Г. Стресс жизни [Текст] / Г. Селье [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=740 – Дата доступа: 21.02.2011

  1. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006.- с.256
  2. Васильева, В. Причины студенческих стрессов [Текст] / В. Васильева [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.nostress.ru/student_stress.html - Дата доступа: 4.03.2011
  3. Студенты и стресс [Текст] / [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.tpu.ru/html/stress.htm - Дата доступа: 15.03.2011
  4. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. - Издат. «Наука». Москва, 1983. – с.368
  5. Майерс, Д. Психология [Текст] / Д. Майерс. - Мн.: "Попурри", 2006. - с.848
  6. Чириков, Ю. Г. Стресс без стресса [Текст] / Ю. Г. Чириков. - М., 1988. – с.327
  7. Чайченко, Г. М. , Харченко, П. Д. Физиология Высшей Нервной Деятельности [Текст] / Г. М. Чайченко, П. Д. Харченко. - К., 1981. – с.256
  8. Космолинский, Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях [Текст] / Ф. П. Космолинский. - М.: Медицина, 1976. – с.190
  9. Митева, И. Ю. Курс управления стрессом [Текст] / И. Ю. Митева. - Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
  10. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс [Текст] / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. с.178-208.
  11. Игумнов, С. А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст] / С. А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2007. - с.217
  12. Леонова, А., Костикова, Д. На грани стресса [Текст] / А. Леонова, Д. Костикова [электр. рес.]. – Режим доступа - http://wsyachina.narod.ru/psychology/stress_1.html - Дата доступа: 18.03.2011
  13. Евстигнеева, Л. Стрессоустойчивость [Текст] / Л. Евстигнеева [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.nostress.ru/stressoustoi.html - Дата доступа: 20.03.2011
  14. Румянцева, Н. Виды стресса [Текст] / Н. Румянцева [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.nostress.ru/types.html - Дата доступа: 24.03.2011
  15. Щербатых Ю. В. Тесты на стресс [Текст] / Ю. В. Щербатых [электр. рес.]. – Режим доступа - http://www.no-stress.ru/testy/stress.html - Дата доступа: 25.03.2011
  16. Фёдорова, Е. Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Е. Е. Фёдорова. - Магнитогорск, 2007. – с.220
  17. Смит, Т. Дж. Профессиональный стресс [Текст] / Под ред. Г. Салвенди. - М.: Мир, 1991. Т.2. - с.356-392.
  18. Горизонтов, П. Д. Стресс [Текст] / П. Д. Горизонтов. - БМЭ, 1963. Т.31. - с.608-628.
  19. Васильев,  В. Н. Здоровье и стресс [Текст] /  В. Н. Васильев. - М. 1991 г. – с.247
  20. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье. - М.: Медицина, 1960. – с.254
  21. Аракелов, Г. Г. Стресс и его механизмы [Текст] / Г. Г. Аракелов. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. - С.45-54.
  22. Бодров, В. А. Информационный стресс [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. – с.382
  23. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – с.440
  24. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст] / Г. Селье. - М.: Наука, 1972. – с.122

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления