Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Республики Беларусь 

    Учреждение  образования

    «Гомельский государственный  университет

    имени Франциска Скорины» 

    Факультет психологии и педагогики

    Кафедра социальной и педагогической психологии 
 
 
 
 
 
 

                                                         

    ПРИЧИНЫ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ  В СТУДЕНЧЕСКОМ                                ВОЗРАСТЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    Курсовая  работа

 
 
 
 
 
 
 

    Исполнитель:

    студент группы ПС-21                                             Якубенко С. В. 

    Научный руководитель:

    к.пс.н., доцент                                                          Гатальская Г. В.  
     

                                      
     
     

        Гомель 2011 
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни  
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..……………………….    5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………...    12
1.3 Рекомендации   по   преодолению   тревожности и стресса у  
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое    исследование   учебного   стресса  
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание    методик,   используемых  в   диагностике учебного    
стресса студентов……………………….………………………….……   23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........

Приложения……………………………………………………….....

  24

  29

  30

  32

   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

    Распространенная  прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась - «все болезни от стрессов». И не без  основания. По данным Всемирной организации  здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

    Врачи подразумевают под стрессом физиологические  механизмы нагрузок, специалисты  менеджмента - воздействие социальных факторов; обыватели - все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress - давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие.

    Проблема  стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

    Таким образом, в настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность не случайно. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни.

    Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты  в глубине желудка, когда встаем, представляясь в группе, или как  повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

    Одной из особенно важных проблем является чрезмерный учебный стресс у студентов. Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.

    Существует  большое количество подтверждений  тому, что хронический стресс - спутник  студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

    Студенту  необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также  могут испытывать стресс.

    Данной  проблемой занимались следующие  психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и  пр.

    Цель  моей работы: анализ стрессового состояния  студентов в процессе обучения.

    Объектом  изучения являются студенты факультета физики, в количестве 20 человек.

    Предметом исследования являются психологические  особенности учебного стресса у  студентов.

    Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.

    В исследовании мы поставили следующие  задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.

    2. Дать общую психологическую характеристику стресса.

    3. Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.

    Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы. Основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых Л.А. Китаева-Смыка "Психология стресса", работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях;

    2. Наблюдение;

    3.Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

    4. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

    Наше  исследование состоит из введения, 2-х глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографии и приложения. 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА 
 

    1.1 Сущность понятия  «стресс» 
 

    История слова «стресс» сложилась так, что  на сегодняшний день оно имеет  несколько значений. В XVIII-XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и означало: силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы. В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенес слово «стресс» в медицину. По Г. Селье, стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом [1, с. 15].

    Также стрессом называют состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

    Таким образом, можно увидеть, что в  XVIII-XIX веках стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; в XX же веке он приобретает новый смысл - результат воздействия такого фактора. Однако мы будем рассматривать понятие стресса по определению Ганса Селье, т.е. в новом контексте.

    Не  разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование  поведения человека в стрессовой ситуации.

    Согласно  данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс [13, с. 132]. Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Это явление можно объяснить действием закона Йоркса-Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Палов И.П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток [14, с. 98].

    Данная  схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам протекания стресса, которые выделил Г. Селье (о них будем говорить ниже). Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности.  А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.

    В связи с этим, перед исследователями  стоит задача изучения адаптации  человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях, а так же разработка методов коррекции.

    Необходимо  отметить, что стресс - это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся  на самых различных уровнях биосоциального существа под названием - человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём, взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумываем свои планы на день грядущий или анализируем день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности [6, с. 53].

    Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

    Однако  это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как  стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса - не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Можно сказать, что уровень стресса - это «температура жизни». Не надо повышать ее до лихорадочных величин, но нельзя и снижать до теплового равновесия с окружающей средой. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу «Стресс без дистресса» как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово «дистресс» (в переводе с английского «страдание») Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления