Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....
Министерство
образования Республики
Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени
Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра
социальной и педагогической
психологии
ПРИЧИНЫ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Исполнитель:
студент
группы ПС-21
Научный руководитель:
к.пс.н.,
доцент
Гомель
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………… |
3 |
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни | |
студента……………………………….……………………… |
5 |
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. | 5 |
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... | 12 |
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у | |
студентов……………………………….…………………… |
17 |
2 Эмпирическое исследование учебного стресса | |
студентов……………………………….…………………… |
23 |
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного | |
стресса
студентов……………………….…………………………. |
23 |
2.2
Диагностика учебного стресса у студентов
…....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........ Приложения…………………………………………………… |
24
29 30 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась - «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.
Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента - воздействие социальных факторов; обыватели - все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress - давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие.
Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.
Таким образом, в настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность не случайно. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в группе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Одной из особенно важных проблем является чрезмерный учебный стресс у студентов. Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.
Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.
Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
Объектом изучения являются студенты факультета физики, в количестве 20 человек.
Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.
В исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2. Дать общую психологическую характеристику стресса.
3. Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы. Основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых Л.А. Китаева-Смыка "Психология стресса", работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях;
2. Наблюдение;
3.Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.
4. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
Наше
исследование состоит из введения,
2-х глав (теоретическая и практическая)
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В
ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1
Сущность понятия
«стресс»
История слова «стресс» сложилась так, что на сегодняшний день оно имеет несколько значений. В XVIII-XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и означало: силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы. В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенес слово «стресс» в медицину. По Г. Селье, стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом [1, с. 15].
Также стрессом называют состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Таким образом, можно увидеть, что в XVIII-XIX веках стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; в XX же веке он приобретает новый смысл - результат воздействия такого фактора. Однако мы будем рассматривать понятие стресса по определению Ганса Селье, т.е. в новом контексте.
Не разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации.
Согласно
данным литературы, существует индивидуальная
предрасположенность к
Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам протекания стресса, которые выделил Г. Селье (о них будем говорить ниже). Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.
В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях, а так же разработка методов коррекции.
Необходимо
отметить, что стресс - это сложное,
неоднозначное явление, проявляющееся
на самых различных уровнях
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса - не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Можно сказать, что уровень стресса - это «температура жизни». Не надо повышать ее до лихорадочных величин, но нельзя и снижать до теплового равновесия с окружающей средой. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу «Стресс без дистресса» как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово «дистресс» (в переводе с английского «страдание») Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.
Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления