Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

    1.2 Стресс в жизни студента и его причины 
 

    Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных  ситуаций, поэтому студенты часто  испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

    Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

    Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа - с невротическими расстройствами; 2-я группа - с риском их развития; 3-я группа - здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

    Валеологический подход к стрессу предполагает перевод  стрессовой ситуации в состояние  тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.

    Проблема  стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и  их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий [17, с. 178-208].

    Интенсивность и напряженность современной  жизни провоцирует на психологическом  уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

    Стресс - это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

    Основные  причины студенческих стрессов можно выделить следующие:

    1-ый  курс

    1. Кардинальные перемены в жизни.

    Самый первый стресс студента–новобранца - это непривычная среда, незнакомые люди, необходимость адаптироваться на новом месте к новым порядкам. Добавьте сюда еще и потерю прочности союза с бывшими одноклассниками, привычным кругом общения. Некоторым молодым людям это дается особенно тяжело, они могут испытывать либо изолированность от нового коллектива, либо вовлечься в конфликтную ситуацию.

    При первых же непривычных обстоятельствах  может возникнуть личностный кризис. Кому-то трудно расстаться с ролью  бесшабашного безалаберного школьника. Трудно осознать, что детство уже закончилось. Для некоторых это тоже колоссальный стресс.

    2. Общежитие.

    Гораздо более сильным стрессом является жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, необходимость  распоряжаться деньгами так, чтобы их хватало на все необходимое и проезд домой. От подобного стресса у очень многих безответственных транжир мозги «встают на место» довольно быстро. В педагогике это называется «воспитание реальностью», против которого все остальные методы воспитания просто детсадовские.

    3. Необходимость адаптироваться к новой системе обучения.

    После школьного режима, при котором  уже после 14-00 можно было гулять, и носиться с мячом по двору, 8 часов занятий в вузах и  колледжах сведут с ума кого угодно, только не тех, кто привык вкалывать над учебой еще в школе. А таких обычно единицы. К тому же благодаря отсутствию заданий на дом и системы контроля за промежуточными результатами провоцируют беспечность и как следствие этого нулевой запас знаний, малое количество набранных рейтинговых баллов и стрессовую ситуацию во время сдачи экзаменов.

    4. Первая в жизни сессия.

    О сессионных страхах хочется сказать  особо. Боятся во время сессии все  – и отличники, и троечники. Причем боязнь «не сдать» имеет разновидности – не сдать на хорошую отметку, не сдать вовремя, не сдать вместе со всеми. Студенты, обучающиеся за счет бюджета, боятся быть отчисленными за неудачную сдачу, тем более, что им в спину «дышат» контрактники. Ведь с контракта на бюджет перевести могут, а наоборот - только в редких учебных заведениях. И вообще студентам-бюджетникам учиться тяжелее психологически, так как на них прессинг идет больший и требований к ним больше, нежели к контрактникам.

    5. Отношения с преподавателями.

    В школе одни и те же учителя ведут один и тот же набор предметов. В вузах каждый семестр меняются предметы и преподаватели. За время первого семестра первокурсники привыкают и привязываются к одним педагогам, и потом им сложно перестроиться, когда после сессии приходится расставаться с преподавателем.

    2-3 курсы

    1. Возникновение конфликтных ситуаций с преподавателями.

    2. Отчисление одногруппников.

    3. Необходимость выбирать между учебой и личной жизнью.

    4. Работа и учеба.

    Обычно  к 20 годам те, кто не учится в вузе, уже полным ходом зарабатывают деньги. Кто-то успел обзавестись семьей и растит детей. А студент думает, что он чего-то не успел и жизнь прошла мимо него.

    Но  самый колоссальный стресс испытывают те студенты, которые совмещают учебу  на стационаре и подработку. У них, как правило, имеются «хвосты», а причина одна – на работе трудно концентрироваться на деле из-за тягостных мыслей о вузовских «хвостах», а в вузе гнетут проблемы, связанные с работой.

    По  причине регулярных пропусков, связанных  с работой, могут испортиться отношения с преподавателями и деканатом. Особенно это касается тех, кто на первых курсах заработали себе отличную репутацию. Ведь на них всегда опирались при проведении семинаров, общевузовских мероприятий. А в связи с появившейся работой такие студенты с огромным трудом способны вырваться даже на сдачу экзаменов.

    5. Работа по окончании учебы.

    Сильнейший  стресс испытывают выпускники вузов  в период поиска работы по профильному  образованию. Работодателям с точки  зрения экономической выгоды не с  руки брать на работу молодого специалиста без опыта работы. Тем более, что часто и густо при трудоустройстве требуется наличие опыта не менее 1-3 лет. Здесь выход только один - начинать искать ее заранее, еще находясь в стенах родного вуза [9].

    Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

    Для студента вуза проблемами и трудностями  могут быть следующие:

    1. недостаток сна;

    2. несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

    3. не выполненные или выполненные неправильно задания;

    4. большое количество пропусков по какому-либо предмету;

    5. отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

    6. недостаточно полные знания по дисциплине;

    7. плохая успеваемость по определенной дисциплине;

    8. перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

    9. конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;

    10. отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

    11. плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

    Не  стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

    Исследования  ученых показали, что частые и продолжительные стрессовые ситуации могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Стресс - главная причина повышенного кровяного давления и связанных с ним нарушений деятельности сердечнососудистой системы. Доказано также, что во время стресса повышается восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Кроме того, все больше фактов свидетельствует о том, что в тесной связи с высокими стрессовыми нагрузками находится и возникновение рака. Неудивительно, что длительное нервно-психическое напряжение, постоянная готовность к большим нагрузкам или страх не справиться со сложной ситуацией требуют столько же сил, сколько требует и сама задача, которую предстоит решить. С точки зрения функционирования биологических механизмов это выглядит так.

    В результате большого напряжения в кровь человека выделяются гормоны адреналин и кортизол. Они стимулируют сердечную и мышечную деятельность и тем самым создают условия для повышенной активности. Однако если эта активность не наступает, "гормоны стресса" аккумулируются в организме, нанося ему вред.

    Зная, какого рода стрессы и их последствия  ждут вас за порогом учебных заведений, вы уже психологически будете готовы их победить. Ведь, как говорили древние: «Предупрежден - значит вооружен!». Могу предложить несколько способов по предотвращению стресса перед экзаменационной сессией:

    1. Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.

    2. Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех, то как будете рады вы и ваши близкие успешной сдаче.

    3. Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо «совы», либо «жаворонки». Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг в его пределах, чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления