Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

    В своей книге Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни".

    Итак, у стресса можно выделить две  формы:

    1. Стресс полезный - эутресс,

    2. Стресс вредоносный - дисстрес.

    Чаще  всего под стрессом мы понимаем реакции  именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов [19, с. 528].

    Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

    1. Положительный эмоциональный фон;

    2. Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

    3. Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

    4. Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

    Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

    1. Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

    2. Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

    3. Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [4, с. 443].

    В процессе исследования стресса Селье выделили 3 его стадии (фазы):

    1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

    2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

    3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разно образным заболеваниям.

    Первая  стадия развития стресса - мобилизация  как бы по тревоге адаптационных  возможностей организма - "стадия тревоги". Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. "Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги», - писал Селье. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует "стадия резистентности". Эта вторая стадия - сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Ввиду того что "адаптационная энергия не беспредельна", рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья - "стадия истощения". "Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий", на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы - призывы о помощи, которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм [1, с. 63].

    П. Вонг предложил классификацию жизненного стресса [4, с. 226]:

    1. Эмоциональный стресс:

    Эмоциональный положительный стресс.

    Не  смотря на то, что любой стресс всё же несёт за собой вредное влияние на организм, такой вид стресса считается более «приятным» и лёгким. Человек испытывает выраженные эмоции, например, по поводу выигрыша, свадьбы, рождения ребёнка и т. д. Не смотря на испытываемый стресс, организм более быстро восстанавливается от полученного потрясения. В некоторых случаях даже эмоционально положительные стрессы могут привести к печальным последствиям, особенно если человек имеет слабое здоровье, поэтому например людям старшего возраста не рекомендуют испытывать любые сильные эмоции. В таких случаях необходимо учитывать возможность вредного влияния стресса и избегать подобных ситуаций, а также постепенно или по возможности «сглажено» давать информацию такому человеку [21].

    Эмоциональный отрицательный стресс.

    Этот  вид стресса может быть знаком многим. Его обычно вызывают именно отрицательные эмоции, которые и  приводят нас к стрессовому состоянию. Иногда мы способны справиться с таким  стрессом самостоятельно, иногда с  помощью близких нам людей, а иногда приходится прибегать и к помощи профессионала.

    2. Внутриличностный стресс.

    Находиться  в мире с самим собой! Как это  важно и как часто мы не можем  этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться  раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др. [21]

    3. Межличностный стресс.

    4. Личностный стресс.                                   

    5. Семейный стресс.

    6. Рабочий стресс.

    Стремление  сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или  просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе [21].

    7. Экологический стресс.

    Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу [21].

    8. Финансовый стресс.

    Мы  живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое  значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в  быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

    9. Общественный стресс.

    Мы  находимся в обществе и редко  можем избежать тех, проблем, которые  в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса  могут быть экономические, политические проблемы и др.

    Ю.В. Щербатых [7, с. 72] в своей книге подробно описал профессиональный стресс, который разделил в свою очередь на  отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, автор проанализировал причины производственного стресса и феномен профессионального выгорания. По мнению автора, профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем.

    В современном мире существует большое  разнообразие стрессов, которое влияет на  психологический и физиологический уровень жизни человека.  Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.

    Признаки стресса можно разделить на 2 категории: физическую и психологическую.

    Физические  признаки:

    1. Бессонница

    2. Головные боли

    3. Запоры

    4. Понос

    5. Частое мочеиспускание

    6. Усиление сердцебиения

    7. Боли в животе

    8. Тошнота или рвота

    9. Потеря аппетита или постоянное чувство голода

    10. Нарушение менструального цикла

    11. Сыпь на теле

    12. Кожный зуд

    13. Боли в позвоночнике

    14. Изжога

    15. Боли в грудной клетке

    16. Прерывистое и неглубокое дыхание

    17. Аллергические реакции

    18. Высокое давление

    19. Мышечный спазм.

    Психологические признаки:

    1. Депрессии

    Обычно  депрессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми  аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

    2. Дезорганизованность

    Стресс  поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое  внимание. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

    3. Оборонительная позиция

    Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе "быть сильным". Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая  позиция - не более чем игра на публику, а иногда - убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

    4. Несамостоятельность

    Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними - уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого  сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

    5. Потеря деловых качеств

    Трудности с принятием решения и выполнением  задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В  таких условиях очень трудно принять  решение, даже самое простое, а главное - его исполнить.

    Также психологическая категория включает в себя эмоциональные и поведенческие признаки.

    Эмоциональные признаки:

    1. Импульсивное поведение

    2. Пониженное настроение

    3. Гнев

    4. Нарушение памяти и концентрации внимания

    5. Беспокойный сон (кошмары)

    6. Необоснованная агрессивность

    7. Раздражительность, частые слезы

    8. Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей

    9. Импульсивное, непредсказуемое поведение

    Поведенческие признаки:

    1. Кручение волос

    2. Кусание ногтей

    3. Потеря интереса к внешнему облику

    4. Морщение лба

    5. Скрежетание зубами

    6. Пронзительный нервный смех

    7. Усиленное курение

    8. Чрезмерное потребление лекарств

    9. Притоптывание ногой или постукивание пальцем [5].

    Очень важно учитывать именно 2 категории  признаков в диагностике стресса.

    Одним из основных факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога [3, с. 4].

    И всё же стресс - это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной". Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть. 
 

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления