Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....
В своей книге Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни".
Итак, у стресса можно выделить две формы:
1. Стресс полезный - эутресс,
2. Стресс вредоносный - дисстрес.
Чаще всего под стрессом мы понимаем реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов [19, с. 528].
Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
1. Положительный эмоциональный фон;
2. Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
3. Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
4. Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
1. Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
2. Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
3. Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [4, с. 443].
В процессе исследования стресса Селье выделили 3 его стадии (фазы):
1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разно образным заболеваниям.
Первая стадия развития стресса - мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма - "стадия тревоги". Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. "Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги», - писал Селье. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует "стадия резистентности". Эта вторая стадия - сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Ввиду того что "адаптационная энергия не беспредельна", рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья - "стадия истощения". "Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий", на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы - призывы о помощи, которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм [1, с. 63].
П. Вонг предложил классификацию жизненного стресса [4, с. 226]:
1. Эмоциональный стресс:
Эмоциональный положительный стресс.
Не смотря на то, что любой стресс всё же несёт за собой вредное влияние на организм, такой вид стресса считается более «приятным» и лёгким. Человек испытывает выраженные эмоции, например, по поводу выигрыша, свадьбы, рождения ребёнка и т. д. Не смотря на испытываемый стресс, организм более быстро восстанавливается от полученного потрясения. В некоторых случаях даже эмоционально положительные стрессы могут привести к печальным последствиям, особенно если человек имеет слабое здоровье, поэтому например людям старшего возраста не рекомендуют испытывать любые сильные эмоции. В таких случаях необходимо учитывать возможность вредного влияния стресса и избегать подобных ситуаций, а также постепенно или по возможности «сглажено» давать информацию такому человеку [21].
Эмоциональный отрицательный стресс.
Этот вид стресса может быть знаком многим. Его обычно вызывают именно отрицательные эмоции, которые и приводят нас к стрессовому состоянию. Иногда мы способны справиться с таким стрессом самостоятельно, иногда с помощью близких нам людей, а иногда приходится прибегать и к помощи профессионала.
2. Внутриличностный стресс.
Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др. [21]
3. Межличностный стресс.
4. Личностный стресс.
5. Семейный стресс.
6. Рабочий стресс.
Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе [21].
7. Экологический стресс.
Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу [21].
8. Финансовый стресс.
Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.
9. Общественный стресс.
Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.
Ю.В. Щербатых [7, с. 72] в своей книге подробно описал профессиональный стресс, который разделил в свою очередь на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, автор проанализировал причины производственного стресса и феномен профессионального выгорания. По мнению автора, профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем.
В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.
Признаки стресса можно разделить на 2 категории: физическую и психологическую.
Физические признаки:
1. Бессонница
2. Головные боли
3. Запоры
4. Понос
5. Частое мочеиспускание
6. Усиление сердцебиения
7. Боли в животе
8. Тошнота или рвота
9. Потеря аппетита или постоянное чувство голода
10. Нарушение менструального цикла
11. Сыпь на теле
12. Кожный зуд
13. Боли в позвоночнике
14. Изжога
15. Боли в грудной клетке
16. Прерывистое и неглубокое дыхание
17. Аллергические реакции
18. Высокое давление
19. Мышечный спазм.
Психологические признаки:
1. Депрессии
Обычно депрессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.
2. Дезорганизованность
Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.
3. Оборонительная позиция
Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе "быть сильным". Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция - не более чем игра на публику, а иногда - убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.
4. Несамостоятельность
Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними - уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.
5. Потеря деловых качеств
Трудности
с принятием решения и
Также
психологическая категория
Эмоциональные признаки:
1. Импульсивное поведение
2. Пониженное настроение
3. Гнев
4. Нарушение памяти и концентрации внимания
5. Беспокойный сон (кошмары)
6. Необоснованная агрессивность
7. Раздражительность, частые слезы
8. Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей
9. Импульсивное, непредсказуемое поведение
Поведенческие признаки:
1. Кручение волос
2. Кусание ногтей
3. Потеря интереса к внешнему облику
4. Морщение лба
5. Скрежетание зубами
6. Пронзительный нервный смех
7. Усиленное курение
8. Чрезмерное потребление лекарств
9. Притоптывание ногой или постукивание пальцем [5].
Очень
важно учитывать именно 2 категории
признаков в диагностике
Одним из основных факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога [3, с. 4].
И
всё же стресс - это не просто нервное
напряжение. Стрессовые реакции присущи
и низшим животным, вообще не имеющим нервной
системы, и даже растениям. Стресс - не
всегда результат повреждения: "Деятельность,
связанная со стрессом, может быть приятной
или не приятной". Ганс Селье говорит,
что полная свобода от стресса означает
смерть.
Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления