Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)
ustify">    4. Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят вас от напряжения и беспокойства.

    5. Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.

    6. На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.

    7. Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким сложным и невыполнимым.

    8. Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи экзаменов.

    9. Чувство юмора, ведь юмор - великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавиться от беспокойства.

    Так же существует ряд способов по предотвращению стресса в любое время учебной деятельности:

    1. Аутогенная тренировка.

  1. Больше движения (бег, аэробика).
  2. Не затягивать с разрешением любых конфликтов.
  3. Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.
  4. Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.
  5. Научиться говорить людям «нет».
  6. Не перегружаться.
  7. Не злоупотреблять кофе, алкоголем.
  8. В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с друзьями.
  9. Переключить внимание на приятную тему.
  10. Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился - пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.
  11. При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».
  12. Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
  13. Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
  14. Синий и зеленый цвета успокаивают.
  15. Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».
  16. Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
  17. Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
  18. Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
  19. Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
  20. Душ, теплая ванна.
  21. Полноценный глубокий сон.
  22. Делайте что-нибудь с настроением Хобби - то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.
  23. Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи [16, с. 228].

    Итак, стресс - это неотъемлемая часть  повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. 
 

    1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов 
 

    Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. "Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

    Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

    Таким образом, мы видим, что стресс в большой  мере является индивидуальным феноменом.

    Важным  направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

    В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что  непредсказуемые и неуправляемые  события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором.

    Рассмотрим  возможные реакции организма  на стресс:

    Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

    Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

    Две другие реакции активные и подчинены  воле человека.

    Активная  защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

    Активная  релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная [18, с. 217].

    Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Студенту можно дать следующие советы:

    1. Разработайте систему приоритетов  в своей работе.

    2. Научитесь говорить “нет", когда  достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

    3. Наладьте особенно эффективные  и надежные отношения с вашими  преподавателями.

    4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто  начинает выставлять противоречивые  требования.

    5. Сообщите своему преподавателю,  когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

    6. Найдите день, время для отключения  и отдыха. К другим факторам, связанным  с понижением вероятности стресса,  относятся соблюдение надлежащего  питания, поддержание себя в  форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

    Стресс  могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению  различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

    1. Собрать достаточную информацию  о возможности наступления подобных  ситуаций.

    2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

    3. Не пытаться в преддверии самого  события делать поспешные умозаключения.

    4. Осознать, что большую часть вызывающих  стресс ситуаций человек способен  решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

    5. Стремиться активно вмешиваться  в ситуацию, вызывающую стресс. Активный  образ жизни способствует созданию  в организме защитного фона  против стресса, улучшая деятельность  адаптационных организмов.

    6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

    7. Помнить, что стрессогенными жизненными  ситуациями быстрее и лучше  овладевают те, кто умеет использовать  методы релаксации.

    Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

    Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

    Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым  при физическом напряжении или в  стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

    Обнаружить  и объяснить реакции своего организма  на стрессовые ситуации помогает метод  аутоанализа личного стресса  посредством ведения “дневника  стрессов". Метод этот требует  фиксации в дневнике в течение  нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса [16, с. 128].

    Рассмотрим  методы первой помощи при остром стрессе.

    Неожиданно  оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в  кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

    1. Противострессовое дыхание.

    Чем глубже ваше дыхание, тем в более  расслабленном состоянии вы находитесь. В стрессовом состоянии старайтесь дышать глубоко и сконцентрируйтесь  только на своем дыхании, пока вы полностью  не расслабитесь.

    2. Релаксация.

    Релаксирующие техники помогают справляться со стрессом, возвращая организм в состояние  равновесия и полностью изменять некоторые физиологические реакции  при стрессе, такие как повышенное кровяное давление, учащенное дыхание  и повышенный ритм сердечных сокращений.

    Релаксация  по методу Бенсона:

    - Спокойная обстановка.

    - Объект сосредоточения.

    - Пассивное отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).

    - Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления