Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения стресса в жизни
студента……………………………….……………………………... 5
1.1Сущность понятия «стресс»………………..………………………. 5
1.2Стресс в жизни студента и его причины.…………………………... 12
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов……………………………….………………………………... 17
2 Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов……………………………….…………………………… 23
2.1Описание методик, используемых в диагностике учебного
стресса студентов……………………….………………………….…… 23
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов …....……………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………….……………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………........
Приложения……………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

    Было  бы полезно, - отмечает Бенсон, - введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации «вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряжения в стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».

    Нередко очевидны и более глубокие изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

    3. Медитация.

    Медитацией  может быть простая умственная концентрация на дыхании, слове или образе. Инструкции по медитации достаточно простые, но для возникновения успокаивающего эффекта нужна практика. Это стоит  того: глубокое расслабление через медитацию или самогипноз более эффективно снимает напряжение вашего тела, чем сон. Ощутимые результаты возникнут, только если вы будете практиковать медитацию по 20 минут 1-2 раза в день.

    4. Визуализация.

    Визуализация  может стимулировать изменения в вашем теле. Воображение картин, которые расслабляют и успокаивают, помогает телу расслабиться. Устройтесь комфортно, закройте глаза и представьте себе картины, которые действуют на вас успокаивающе (например, море, лес, горы и пр.).

    5. Управляемое расслабление (аутотренинг).

    Приобретите кассеты с записями расслабляющих  текстов, просмотрите их в соответствующих  книгах или попросите кого-нибудь прочитать вам их. Выберите из всего  многообразия то, что подходит именно для вас.

    6. Смена обстановки.

    7. Занятие любой отвлекающей деятельностью.

    В условиях стрессовой ситуации смена  деятельности выполняет роль “громоотвода", помогая отвлечься от внутреннего напряжения [10; 15, с. 190].

    Существует  множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

    1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

    2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

    3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

    4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

    5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

    6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

    7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

    8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

    9. Уменьшите уровень шума вокруг себя.

    10. Избегайте любого использования алкоголя или наркотиков, это может вылиться в ваш финансовый крах, потерю работы, учебы и самоуважения.

    11. Не курите. Может показаться, что курение расслабляет вас, но никотин является возбуждающим веществом и вводит вас в сверхвозбужденное состояние. Если вы не курите – не начинайте!

    12. Много (достаточно) спите. Исследования показали, что молодые люди нуждаются во сне так же много, как и маленькие дети. Вы не сделаете отлично свою работу, если вы будете не выспавшимся.

    13. Ешьте регулярно и хорошо. Добавки во многих продуктах могут усилить ваш стресс. Ешьте естественную пищу, насколько это возможно, избегайте сильно обработанные пищевые продукты.

    14. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом (о них мы говорили ранее). К ним относятся 3 вида упражнений:

    - Релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);

    - Концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;

    - Противострессовые дыхательные упражнения[10; 15, с. 195].

    Стресс - это неизбежность, о которой  необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его  приходу и постараться эффективно справиться с ним.

    2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  УЧЕБНОГО СТРЕССА  СТУДЕНТОВ 
 

    2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов 
 

    Во  время обучения в вузе студенты испытывают стрессовые нагрузки, когда они и адаптируются к новой  группе,  к новому виду обучения, сдают экзамены. Цель нашего исследования - выявить выраженность стресса у студентов Гомельского Государственного Университета имени Франциска Скорины. В моём исследовании приняли участие студенты факультета физики. Возраст участников - 20-21 год. В диагностике участвовало 20 студентов женского пола.

    Для исследования я выбрала 2 методики:

    Первая - тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [приложение А]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами [22].

    Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного  теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос. В первой группе вопросов студенты должны были оценить вклад отдельных личных проблем в общую картину стресса. Вторая группа вопросов выявляла, в чем проявляется стресс, связанный с учебой. Также данный тест позволяет выявить, какие приемы снятия стресса практикуют студенты, насколько сильно волнуются перед экзаменами, какие признаки экзаменационного стресса отмечали у себя.

    Вторая - тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [приложение Б]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой). Стрессоустойчивость - это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

    Всех  людей можно условно разделить  на 4 группы по стрессоустойчивости:

    1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

    2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

    3. Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

    4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

    Но  почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.

    В ходе исследования ученые наблюдали  за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которых предварительно закрыли в одной клетке. По результатам наблюдения оказалось, что спустя 30 дней сожительства мирных мышек с драчуньей часть мышей испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным грызуном. Другая часть же, наоборот, очень быстро восстанавливалась.

    Сравнивая и тех, и других мышек, ученые обнаружили, что в мозге ранимых грызунов уровень нейротрофического фактора  головного мозга (вещества, поддерживающего  и стимулирующего развитие нейронов) был повышен. Стрессоустойчивые мышки имели нормальный уровень этого фактора.

    Чуть  раньше ученые обнаружили, что повышенный уровень нейротрофического фактора  головного мозга наблюдался у  людей со склонностью к депрессивным состояниям.

    Но  не надо думать, что стрессоустойчивость – это только врожденное качество, оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвящены многие тренинговые программы [20].

    Методика  С. Коухена и Г. Виллиансона включает 10 вопросов [22]. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).  
 

    2.2 Диагностика учебного стресса у студентов 
 

    Результаты  проведенных методик я предоставила в форме анализа полученных результатов и таблиц.

    Итак, основными причинами возникновения  стресса у студенток являются больная учебная нагрузка и излишнее серьёзное отношение к учёбе. Меньше всего их волнует проблема стеснительности и конфликта  в группе, что говорит о том, что группа дружная и межличностных проблем в ней нет [таблица 1]. 

    Таблица 1 - Причины стресса студенток 

 
 
Причина стресса
Результаты  max=10б
1 Большая учебная  нагрузка 6,7
2 Излишнее серьезное  отношение к учебе 5,5
3 Неумение правильно организовать свой режим дня 5,4
4 Нерегулярное  питание 5,3
5 Проблемы в  личной жизни 5,2
6 Страх перед  будущим 4,9
7 Нежелание учится или разочарование в профессии 4,9
8 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами 4,6
9 Проблемы совместного проживания с другими студентами 4,5
10 Строгие преподаватели 4,4
11 Отсутствие  учебников 4,2
12 Непонятные, скучные  учебники 4,2
13 Жизнь вдали  от родителей 4,1
14 Конфликт в  группе 4,1
15 Стеснительность, застенчивость 4

Информация о работе Причины стрессовых состояний в студенческом возрасте и пути их преодоления