Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только родители и общение с ними через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая деятельность - предметная.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…3
I. Теоретическая часть………………………………….…………….…4
Предметная деятельность и её роль в развитии малыша………………..4
II. Практическая часть…………………………………………………10
Конспекты занятий…………………………………………………………10
Дидактические игры………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

котрольная Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Игра "Что в коробочке?"

Цель: учить  ребенка выполнять соотносящие  действия; формировать согласованность  действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы).

Ход игры:

1 вариант.

Взрослый  показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что  в ней что-то лежит, побуждает  его открыть коробку, достать  игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком.

Аналогично  проходит игра со второй коробкой.

2 вариант.

Взрослый  показывает ребенку сразу две  коробки. Побуждает снять с них  крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

3 вариант.

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и  в первом варианте.

Игра "Дом животных"

Цель: развивать  соотносящие действия, учить выполнять  задания, используя метод проб.

Оборудование: настольная игра "Дом животных" (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных).

Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить" каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При затруднениях используется метод проб.

Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать  у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка пирамидка-качели.

Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

Игра "Выбей шарик"

Цель: развивать  у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.

Ход игры:

 взрослый  показывает ребенку игрушку, ударяет  молотком по шарику, при этом  обращает внимание ребенка на  выкатывающийся из отверстия  шарик. Побуждает малыша к самостоятельным  действиям.

Игра "Покатай матрешку"

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные).

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

Игра "Покатай ежат"

Цель: учить  ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.

Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы).

Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

Игра "Угощаем матрешек"

Цель: учить  ребенка выполнять предметно-игровые  действия.

Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 матрешки, объясняет, что они пришли в гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый выкладывает 2 тарелки и просит ребенка раздать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с чечевицей, кладет ложку и просит ребенка покормить матрешек. В случае необходимости показывает, как надо насыпать чечевицу, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем будут матрешки есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать матрешкам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,-ам-ам". Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

Игра "Подарки мишкам"

Цель: формировать  интерес у ребенка к предметно-игровым  действиям, умение выполнять их.

Оборудование: игрушки - мишка, белка, "чудесный мешочек", шишка, грибок.

Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и предлагает рассмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает "чудесный мешочек", говорит, что в него можно спрятать игрушки.

Предлагает  ребенку положить свои игрушки в  мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для мишки - шишку, для белочки -грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.

Игра "Построим забор"

Цель: формировать  у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая.

Игра "Построим лесенку"

Цель: формировать  у ребенка интерес к строительным играм, учить вьшолнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая  кукла.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку.

Игра "Сделаем мебель для матрешки"

Цель: формировать  интерес к строительным играм, учить  выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

Игра "Поймай воздушный  шарик"

Цель: развивать  у ребенка интерес к совместным играм со сверстниками, закреплять элементарные действия с предметами.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки.

Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:

Ловим мы воздушный шарик

Он  упругий и цветной.

Мы  за ленточку потянем

И подбросим высоко!

Игра "Позвони по телефону"

Цель: развивать  у ребенка интерес к общению  со сверстниками, закреплять элементарные действия с предметами.

Оборудование: 2 детских телефона с дисками.

Ход игры: взрослый предлагает детям позвонить своим мамам по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я -Аня". Затем дети звонят друг другу и представляются.

Игра "Домики для зверушек"

Цель: формировать  у ребенка предметно-игровые действия со сверстниками.

Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушки-зверушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на зверушек, которым надо построить домики. Предлагает детям нагрузить машину строительным материалом и отвезти его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в гости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Предметная  деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства  относят овладение ребенком предметной деятельностью, которая в наибольшей степени способствует его психическому развитию.

  1. Ранний возраст - период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета.
  2. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
  3. Важная роль принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
  4. Предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.
  5. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.
  6. Активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения и конечно же, речь ребенка.  
  7. Формируются предпосылки ведущей в детском возрасте игровой и изобразительной деятельности.
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение 1991. – 265 с.

2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.

3.Мухина, В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2005. – 420 с.

4.Немов, Р.С. Психология. Т. 2. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2007. – 554 с.

5.Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях /Н.Н. Палагина// Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Педагогика, 1985. – 117 с.

6.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2006. – 243 с.

Информация о работе Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста