Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только родители и общение с ними через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая деятельность - предметная.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…3
I. Теоретическая часть………………………………….…………….…4
Предметная деятельность и её роль в развитии малыша………………..4
II. Практическая часть…………………………………………………10
Конспекты занятий…………………………………………………………10
Дидактические игры………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

котрольная Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по детской  психологии

на тему «Предметная деятельность – ведущая деятельность детей раннего возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………...…3

    1. Теоретическая часть………………………………….…………….…4

         Предметная деятельность и её роль в развитии малыша………………..4

    1. Практическая часть…………………………………………………10

          Конспекты занятий…………………………………………………………10

         Дидактические игры………………………………………………………..14

     Заключение…………………………………………………………………24

     Список  используемой литературы………………………………………  25

     Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ. 

     В раннем возрасте в связи с началом  ходьбы изменяется отношение ребенка  к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только родители и общение  с ними через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая деятельность - предметная. Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни, в раннем возрасте (с 1—3 лет) и становится ведущей. Но способы употребления этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны. Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же, взрослые, он по-прежнему нуждается в них. Поэтому предметная деятельность — это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     Предметная  деятельность и её роль в развитии малыша.

     Ранний  возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

     В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого  становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того  же  дела.  В ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  -  новые,  адекватные способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

     Связь действия с предметом проходит три  фазы развития. На первой с предметом  могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета. Важно, что, усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Так, рассердившись на взрослого, ребенок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразятся испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех.

     В связи с овладением предметной деятельностью  изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».

     Не  все действия, усваиваемые ребенком в этот период, однотипны, и не все  они имеют одинаковое значение для  психического развития. Особенности  действий зависят, прежде всего, от особенностей самих предметов. Одни предметы имеют совершенно определенный, однозначный способ употребления. Это одежда, посуда, мебель. Нарушение способа их употребления может рассматриваться и как нарушение правил поведения. С другими предметами можно обращаться гораздо свободнее. К ним относятся игрушки. Но и между ними разница очень велика. Некоторые игрушки созданы специально для выполнения определенных действий, в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки), а есть и такие игрушки, которые можно употреблять по-разному (кубики, мячи). Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен.

     Помимо  предметов с фиксированным функциональным назначением и способами действия, закрепленными исторически в культуре, существуют и так называемые полифункциональные предметы. В игре ребенка и практической жизни взрослых эти предметы могут замещать другие предметы. Ребенок открывает возможности применения полифункциональных предметов чаще всего с помощью взрослого, который в совместной деятельности  с ним  выполняет сразу несколько функций:

     во-первых,  взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

     во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

     в-третьих, он через поощрения и порицания  контролирует ход выполнения действий ребёнка.

     Ранний  возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.  К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым,  ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. 

     Предметная  деятельность - новая социальная ситуация развития - является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен  только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

     Поскольку действия с предметами направлены в  основном на такие их свойства как  форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например, зелёная кошка остаётся кошкой). Он ориентируется, прежде всего, на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребёнок не различает цвета. Однако цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

     Особое  значение имеют действия, которые  называют соотносящими.  Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать  и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке.  Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое  действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

     Первоначально малыш может выполнять эти  действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.  Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдёт нужную деталь.

     От  внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

     Восприятие  на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными  действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму,  величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

     На  третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей  и эти представления закреплены за конкретными предметами.  Для  обогащения представлений ребёнка  о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

     Уже к началу раннего возраста у ребёнка  есть отдельные действия,  которые  можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок  обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

     Сначала установление таких связей происходит путём практических проб.  Он пробует  разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб, случайно получает эффект. Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает её и достаёт спрятанный предмет.  Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий,  называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Настойчивое воспроизведение одних и тех же  простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание  коробочек,  извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.)  дают малышу чрезвычайно важный  чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

     Познавательная  активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и  в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста