Перцепция, коммуникация и интеракция в структуре общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Изучить понятия перцепции, коммуникации и интеракции.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие перцепции.
2. Рассмотреть понятие коммуникации.
3. Рассмотреть понятие интеракции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
3. Коммуникативная сторона общения………………………………...5
4. Перцептивная сторона общения……………………………………..11
5. Интерактивная сторона общения…………………………………….13
Заключение…………………………………………………………….....15
Список использованной литературы………………………………........16

Файлы: 1 файл

Общение.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико- кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико- кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система- включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

4. Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным.

Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а)  пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

 

5. Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Важность интерактивной  стороны общения привела к тому, что в истории социальной психологии сложилось специальное  направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя—«символический интеракционизм». Концепцию Мида иногда называют «социальным бихевиоризмом», и это значительно запутывает дело. Мид действительно употреблял термин «бихевиоризм» для характеристики своей позиции, но у него термин приобретал совершенно особое значение.

Последним процессом или стороной общения является интеракция, т.е. взаимодействие людей. Это направление изучает построение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы обмена действиями, что связано с необходимостью согласования планов этих действий с анализом "вкладов" каждого участника.

 

Значение интеракции для развития общения и личности человека впервые было раскрыто в трудах Д. Г. Мида, разработавшего теорию символического интеракционизма. Он доказывал, что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с другими, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в процессе его жизни. Так как в обществе с разными людьми субъект играет разные "роли", то его личность является как бы объединением различных ролей, которые он постоянно на себя принимает, а язык играет центральную роль.

 

Анализ содержательной стороны взаимодействия позволил выделить два основных его типа – кооперацию и конкуренцию, которые исходят из двух противоположных тенденций в совместной деятельности – согласия, контакта и разобщения, конфликта, при этом конфликт выделяется и как особый случай взаимодействия.

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

               Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер. – М., 1995. – 296с.

2.      Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996

3.      Асмолов, А. Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.

4.      Бодалев, А. А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М., 1983. - 272с.

5.      Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования /Учеб.пособ.: Б.С. Волков.: ООО "Трикста", 2006.

6.      Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Черо,1998. – 378с.

7.      Зимняя, И.А. Психология обучения иностранному языку в школе/ И.А. Зимняя.- М, 1991.

8.      Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов/ Т.В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 381с.

9.      Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев.- М, 1972.

10. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию/ В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение,1985.

11. Немов, Р.С. Основы общей психологии/ Р.С. Немов.- М.:   

     Просвещение, 1994.

12. Пирьов, Г.Д. Классификация методов в психологии // Психодиагностика в социалистических странах/ Г.Д. Пирьов. - Братислава, 1985. - 262с.
 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Перцепция, коммуникация и интеракция в структуре общения