Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:51, контрольная работа
Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия «Общение»;
2. Изучить общение как взаимодействия.
Введение……………………………………………………………….2
Понятие общения……………………………………………………...4
Интерактивная сторона общения……………………………………11
Структура взаимодействия……………………………………….….14
Цели взаимодействия………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие общения……………………………………………………...
Интерактивная сторона общения……………………………………11
Структура взаимодействия……………………………………….
Цели взаимодействия……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Тема общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвящено множество научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь все тайны общения как взаимодействия
Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия «Общение»;
2. Изучить общение как взаимодействия.
Объектом исследования является процесс общения.
Предметом исследования является общение как взаимодействие.
Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в
двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые
человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди
действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие
относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.
Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными
культурными нормами.
Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми
существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от
определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер
взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.
Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми,
включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая
накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или
не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место
межличностные реакции. В большинстве происходящих контактов такие
реакции не имеют большого значения и скоро забываются.
Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более
устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае
будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие
индивидов.
Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших
друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит,
каждая сторона в
системе межличностных
прав и обязанностей. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.
Но права и обязанности,
которые устанавливаются в межл
целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их
предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей, большинству
межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой
собственный тип обращения. Хотя нет совершенно одинаковых систем
межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные
личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут
быть названы типичные межличностные роли.
Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за
сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие
чувства участникам полагается испытывать друг к другу.
В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и
сыновьями. Участвующие в согласованном действии люди одновременно
взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители
конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами,
являющимися объектом социального контроля.
В то же время особая личностная ориентация каждого действующего
лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда
ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.
Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции,
часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят
одна в другую.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных
субъектов (личностей, групп),
характеризующийся обменом
информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также
результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих
условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для
передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к
другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и
результат установления контактов между людьми или взаимодействие
субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации
(коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект
общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект
общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются:
контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются
спецификой обратной связи.
Общение может быть непосредственным и опосредованным,
межличностным и массовым.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к
лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не
только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным видом
взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную
информацию.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным.
Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между
несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение
реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты
взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и
характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда
индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если
субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее
социальные коммуникативные
Массовое общение представляет собой множественные контакты
незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными
видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех
больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний
характер и связано с массовой культурой и средствами массовой
коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации
передают информацию большому количеству людей одновременно,
обратная связь весьма затруднена, но все же существует.
У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими
источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем
определяют их социальные поступки.
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих
субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками,
особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими
факторами. Доминирующими оказываются ценностные ориентации
общающихся и их отношение друг к другу.
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus –
«глупый»), предполагающий простой
обмен репликами для
разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во
взаимодействии, но вынуждены общаться.
Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за
ними нет глубокого смысла, содержания.
Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция –
«соглашение»).
Следующий уровень общения – информационный.
Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности человека (мыслительной,
эмоциональной, поведенческой).
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер
и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых
друзей.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и
постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение,
которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов
взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному,
информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В.
Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания,
самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальному,
трансляционному, самовыражения (А.А. Брудный); контактному,
информационному, побудительному, координационному, понимания,
эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и
др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то
можно выделить совокупность групп функций.
1. Психологические функции
и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают
иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная
деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов
(эффективность).
2. Социальные функции
детерминируют развитие обществ
системы и развитие групп как составных единиц этой системы.
Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во
всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции
определяют многочисленные
человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными
социальными группами. Концептуальная идея такого деления функций лежит
в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в
соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность –