Общение как интеракция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятия «Общение»;

2. Изучить общение как взаимодействия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
Понятие общения……………………………………………………...4
Интерактивная сторона общения……………………………………11
Структура взаимодействия……………………………………….….14
Цели взаимодействия………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

интеракция.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная сторона общения

 

       Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного

 

воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную

 

обусловленность и связь .

 

Это определение взаимодействия необходимо дополнить  некоторыми

 

существенными характеристиками:

 

Взаимодействие  осуществляется на вербальном и невербальном уровне.

 

Вербальными средствами, т.е. словами, речью, мы передаем мысли, делимся 

 

наблюдениями, отдаем распоряжения и т.д. То же самое можно делать и с

 

помощью невербальных средств - жестов, мимики, поз, интонации голоса,

 

взгляда. Невербальные средства чрезвычайно многообразны, и часто  имеют 

 

решающее значение во взаимодействия. Можно привести

 

следующую классификацию  типов невербальной коммуникации:

 

1.Кинестетические - связанные с движениями тела ,положение тела в

 

пространстве ,поза ,жесты ,мимика .

 

2. Голосовые - ударение ,выделение слов, тон, тембр, громкость,

 

3. Прикосновения -какой и к какой части тела ,как долго длится контакт,

 

есть ли ответное движение ,присутствует ли кто-нибудь еще ,какие уже

 

сложились взаимоотношения

 

4. Одежда обозначает  социальный статус, обеспечивает идентификацию

 

с социальной группой ,является украшением и средством сексуальной

 

привлекательности

 

5. Дистанция - интимная ,межличностная ,социальная ,публичная

 

6. Территория - своя ,чужая

 

 Во взаимодействии поведение универсально. В ситуации взаимодействия

 

поведение не может быть лишено универсальности. Даже если нам  кажется,

 

что мы “ничего не делаем”, у партнера создается впечатление о нашем

 

состоянии, мыслях, возможных  будущих поступках. Прочитывание

 

происходит на невербальном уровне и возникает еще до того, как

 

произнесено первое слово. Э. Берн указывал, что взаимодействие возникает в 

 

тот момент, когда человек осознает, что не находится в одиночестве.

 

Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно.

 

Восприятие мыслей и  состояния человека нельзя абсолютизировать. Его 

 

поведение зависит от того, каким он сам видит себя в той или иной ситуации.

 

 Оценка не всегда совпадает с образом -Я другого человека Неприятие этого

 

факта приводит к обострению взаимоотношений тогда, когда кто-либо

 

отказывает партнеру в праве видеть ситуацию своими глазами, навязывает

 

ему свое мнение. Для любого человека естественно создавать собственный

 

образ партнера и ситуации. Поэтому взаимодействие может быть

 

эффективным только в  условиях равенства и взаимного  уважения, а 

 

ответственность за создание атмосферы доверия во взаимоотношениях лежит

 

на всех партнерах и распределяется поровну.

 

Наше взаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со

 

своими строгими правилами последовательности действий. Действительно,

 

мы не задумываясь принимаем позу или выражение лица отличное от тех,

 

которые имели бы в одиночестве, стоит другим людям нарушить его.

 

При встрече с незнакомым человеком мы автоматически выбираем

 

дистанцию большую, чем  та, на которой мы бы общались с приятелем. Если

 

эта дистанция непреднамеренно  уменьшается, мы приносим извинения с

 

помощью давно устоявшихся  словесных штампов.

 

Еще один пример - разговор.

 

Здесь неизбежно присутствует ряд этапов, без которых взаимодействие

 

немыслимо.

 

Во-первых, это установление контакта. Нами используется

 

набор невербальных и вербальных сигналов для того, чтобы сообщить друг

 

другу о готовности вступить в контакт. Вновь можно представить ситуацию,

 

в которой говорящий или слушающий недостаточно подготовлены к тому,

 

что они делают. Не меньшее искусство - окончание разговора, выход из

 

контакта.

 

Нарушение фиксированного порядка действий вызывает здесь  массу 

 

неловкостей. Опять не обойтись без набора сигналов, дающих обеим

 

сторонам информацию о том, что разговор подошел к концу. При этом, это –

 

общепринятые сигналы, понятные как заклинание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура взаимодействия.

 

       Здесь можно выделить два компонента: эксплицитный (внешний) и

 

имплицитный (внутренний).

 

Первый составляет этикет. Второй относится к психологической стороне

 

взаимодействия.

 

       Дело в том, что вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый ряд

 

потребностей, связанных  с поддержанием психического равновесия. Есть

 

потребности, которые  мы можем удовлетворить только вместе и посредством 

 

других людей. Чаще всего  эти потребности кажутся нам настолько

 

естественными, что не осознаются, принимаются как нечто  составляющее

 

фон, задний план сцены. Тем  не менее, они сущетсвуют и требуют  расхода 

 

психической энергии. Ритуальный характер взаимодействия позволяет 

 

экономить силы, не изобретая каждый раз средства

 

для налаживания оптимальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели взаимодействия.

 

       Цель взаимодействия является удовлетворения ряда социальных

 

потребностей.

 

Потребность в предсказуемости  ситуации и поведения других людей. Одна

 

из потребностей человека состоит в том, чтобы мир был по возможности

 

предсказуем. Огромный и  сложный репертуар форм поведения 

 

подразумевает, что удовлетворить  эту потребность не так просто. Однако

 

существование имплицитных  правил общения помогает решать эту

 

проблему. Предсказуемая  последовательность общения освобождает  от

 

необходимости обращать внимание на мелкие детали и направляет

 

внутренние силы на решение более важных задач. Потребность в контроле

 

над интимностью, доступностью (регулирование внутриличностного

 

пространства). Для поддержания психологического равновесия человеку

 

необходимо обмениваться с окружающими сигналами о  том, насколько он в 

 

данный момент доступен для других, или в какой степени  желает сохранить

 

автономность.

 

 В физическом смысле  мы сохраняем определенную дистанцию  от 

 

окружающих, являющуюся сигналом о степени доступности  и готовности к 

 

контакту. Имеются и  другие, кроме дистанции, невербальные сигналы,

 

позволяющие контролировать внутриличностное пространство.

 

Потребность в определении  принадлежности и статуса. Когда  люди

 

собираются вместе, они  различными способами обозначают свой статус и 

 

принадлежность к той  или иной группе. Они располагаются  определенным

 

образом относительно друг друга, выражают общность интересов

 

и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или  отдаленность

 

от других. Потребность в поддержании хороших отношений. Людям

 

свойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с другом.

 

Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на

 

психическом состоянии. Поэтому взаимодействие - это серия  ритуальных

 

действий, служащих сигналами  наших добрых намерений по отношению  к 

 

другим людям.

 

Выделяются два вида обменов для поддержания отношений:

 

а) развивающие - те, которые имеют место тогда, когда отношения

 

складываются нормально, и следует только сохранить их на том же уровне;

 

б) корректирующие - те, которые  используются для того, чтобы исправить о

 

отношения, качество которых не удовлетворяет.

 

Потребность в самопрезентации (самопредъявлении). Взаимодействие

 

необходимо, чтобы удовлетворить  потребность в самоидентификации, в 

 

получении сигналов о  том, как нас воспринимают окружающие.

 

Самопредъявление имеет, по крайней мере, два компонента. Один - это

 

контроль за информацией, которую мы предоставляем о себе другим людям,

 

давая им возможность  составить о себе представление. Другой компонент 

 

связан с ролью, которую  мы играем во взаимодействии. Здесь  уместно 

 

сравнение с театром. Плавное течение пьесы возможно лишь при

 

согласованном выполнении актерами своих ролей.

 

Вообразите Мэри Попписн  прерывающую Гамлета посреди  его коронного 

 

монолога. В этом смысле различные ситуации нашей жизни  есть ни что иное

 

как сцены большого спектакля, в каждой из которых мы играем

 

определенную роль. (Это - психологические роли: они тесно  увязаны с 

 

социальными, но не сводятся к ним полностью, относятся к  способу 

 

режиссуры социальных ролей). Удовлетворение потребности в 

 

самопрезентации требует умений самораскрытия - т.е. намеренной передачи

 

значимой информации о себе, которая иначе не стала  бы известна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность, именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

 

Список литературы

 

 

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная        социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология.  М.   2008.

2.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 2008.

3.  Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования.  М.2006.

4.    Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М. 2009.

5.     Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. М. 2007.

6.   Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.2008.

7.  Леонтьев А.А. Психология общения.  М. 2007.

8.  Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии Методологические проблемы социальной психологии. М. 2005.

9.  Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М. 2008.

10.  Психологический  журнал. 2007.  №4. т. 8.

11.  Леонтьев А.А. Психология общения.   М. 2007.

12.  Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. 2006.

13. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.2006.

 




Информация о работе Общение как интеракция