Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения
1.1. Понятие общения как коммуникативного процесса
1.2. Модели коммуникативного общения
Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения
2.1. Речь как средство коммуникации
2.2. Умение слушать собеседника
2.3. Невербальные средства общения
Глава 3. Барьеры коммуникации
3.1. Барьеры отрицательных эмоций
3.2. Барьеры восприятия и речи
3.3. Барьеры установки
3.4. Барьеры взаимопонимания
3.5. Барьеры первого впечатления
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Понятие коммуникации связано
с информационными обменами,
которые существуют между
людьми в процессе совместной
деятельности и общения. Коммуникация
– это акт и процесс
В более широком философском
смысле коммуникация рассматривается
как социальный процесс,
Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Существуют и такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за субъектами в течение определённого времени, например у преподавателя, и слушателей на лекции.
Целью
курсовой работы является изучение общения
как коммуникационного
Основные задачи работы:
- изучение понятия общения как коммуникационного процесса;
-
изучение средств коммуникации и их роли
в передаче информации.
Глава
1. Общение как
обмен информацией (коммуникативная
сторона общения)
Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение).
Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.
Структура общения выражается в трех основных аспектах общения, - коммуникативном, интерактивном и перцептивном.
Общение включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера по общению).
Особый вид общения - коммуникационная деятельность - это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.
Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться "обратная связь", то есть процесс, с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.
В
самом простом виде модель коммуникационного
процесса можно представить следующим
образом (рис. 1).
Рис. 1. Модель
коммуникационного процесса
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, попробуем проанализировать эти этапы.
1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.1
Если
канал не слишком соответствует
идее, зародившейся на первом этапе, обмен
информацией будет менее
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
3. Передача. На этом этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом завершается.
5. Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
6. Шум. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования. Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена.
Таким образом, коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя и более людьми.
Основная
цель коммуникационного процесса -
обеспечение понимания
При
обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
- составить сообщение и
Коммуникация бывает: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.).
Важнейшие виды общения: вербальное (т.е. словесное, осуществляемое с помощью устной речи) и невербальное (общение языком жестов, мимическое общение, пантомимика).
Первичными видами общения, относительно коммуникационного процесса, являются непосредственное и опосредованное общение.
Непосредственное общение: речевое, знаковое, жестовое, мимическое, пантомимическое. Пантомимика (подражание) выразительные движения человека, охватывающие те изменения в осанке, жестах, мимике, которые передают его психическое состояние. Пантомимические изменения обычно возникают непроизвольно как внешнее проявление эмоционального состояния человека. Наиболее важный компонент пантомимики - жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.
Опосредованное
общение: рукописное или печатное слово,
рисунок, технические средства (аудио
и видеозаписи, фотографии, электронные
средства связи и пр.)
Большое разнообразие форм человеческого общения можно в значительной степени систематизировать с помощью всего лишь пяти моделей общения: познавательной, убеждающей, экспрессивной, суггестивной и ритуальной. Знание этих моделей общения позволяет не только программировать собственные коммуникативные действия в общении, но и разработать прогноз ответных действий своего партнера по общению. Профессиональная компетентность менеджера проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании каждой из них.
Для
понимания специфических
Существуют следующие основные модели общения:
Профессиональная
Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия: