Коммуникации в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения
1.1. Понятие общения как коммуникативного процесса
1.2. Модели коммуникативного общения
Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения
2.1. Речь как средство коммуникации
2.2. Умение слушать собеседника
2.3. Невербальные средства общения
Глава 3. Барьеры коммуникации
3.1. Барьеры отрицательных эмоций
3.2. Барьеры восприятия и речи
3.3. Барьеры установки
3.4. Барьеры взаимопонимания
3.5. Барьеры первого впечатления
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.76 Кб (Скачать)

          3.3. Барьеры установки 
 
 

      Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще  не начав разговор, человек бывает, убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному  действию, отрицательные реакции, предубеждение.

      Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Её формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки оказывает влияние своеобразие личности.

      Люди  с подвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же бывают, поверхностны, легковесны, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности  в принятии самостоятельных решений.7

      Обладатели  статичных, постоянных, монотонных установок  с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и  в отстаивании своей правоты  бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений и принципов.

      Можно говорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической устойчивости. Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности. Это, пожалуй, главный критерий эмоционально-психологической готовности вести деловое общение. Альтернатива этому — подстраивание реальности под свою установку — не выдерживает критики.

      Естественно то, что излишне мобильные установки  создают в общении впечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки  говорят о том, что собственные  принципы (которыми ни при каких-обстоятельствах  нельзя поступиться) данному собеседнику  дороже всякой реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3.4. Барьеры взаимопонимания 
 

      Главная проблема общения — отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько принципов  взаимопонимания в общении.

      Принцип 1. Владение профессиональным языком.

      Названный принцип предполагает, что коммуникатор, реципиент владеют профессиональной лексикой, уместно используют ее в  различных условиях применения"" для описания и объяснения возникающих  ситуаций.

      Принцип 2. Уровень взаимопонимания прямо  связан с уровнем интеллектуального  развития коммуникатора и реципиента.

      Низкая  способность понимания одного из партнеров в общении должна компенсироваться высокой способностью доступно и  доходчиво объяснить обсуждаемое  положение. Отсутствие взаимопонимания  при условии существенной разницы  уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного  результата невозможным.

      Принцип 3. Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации.

      Неполное, отрывочное сообщение не способствует возникновению эффекта взаимопонимания. Полнота информации в свою очередь  может быть дополнена полнотой изложения  материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной  позиции.

      Принцип 4. В основе эффекта взаимопонимания  — логичность изложения и последовательность обоснования.

      Вообще  понимание того, что хочет доказать собеседник, прямо вытекает из того, насколько последовательно, непротиворечиво, обоснованно и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться  или не согласиться, но такая позиция  понятна.

      Принцип 5. Концентрированность   внимания.

      Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник. Без активного слушания нет не только взаимопонимания, но и общения вообще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.5. Барьеры первого  впечатления 
     

      Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними - взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно. Собеседник, воспринимаемый поверхностно, оформляется в клишированный образ, который, как показывают исследования психологов, чаще всего наделяется теми отрицательными качествами, которые интуитивно не нравятся нам самим в себе. Прежде чем судить, нужно присмотреться, прислушаться, оценить.

      Суждение  надо делать по всему объему информации, а не только по одним лишь внешним  признакам первого впечатления.

      Нет слов, впечатление, производимое человеком  на своего партнера по общению, имеет  большое значение. Его манеры в  общении раскрывают его воспитание, социальный статус, культуру, а иногда и профессию.

      Мимика, жестикуляции позволяют сделать  вывод о его эмоциях, характере, глубине чувств и переживаний. Поза говорит тоже о многом: от гордости и заносчивости до подобострастия и  угодничества. Внешние признаки эмоционального состояния раскрываются в углублении и учащении дыхания, появлении капелек  пота, красных пятен на лице и  шее, бледности и т. п. Одежда человека говорит об опрятности и аккуратности, вкусе и культуре, вернее, о мере этих врожденных и приобретенных качеств. Следовательно, первое впечатление о человеке может довольно многое сказать. И по этому впечатлению вполне обоснованно и мотивированно формируется отношение к собеседнику:

      Но  следует помнить, что все характерологические  и физиономические качества совершенно ничего не говорят о вопросе, который  вы намерены обсуждать с данным человеком. И если отрицательное первое впечатление  по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, то тем самым и формируется барьер первого впечатления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Специфика  межличностного  информационного   обмена   проявляется   в  различных аспектах общения. Она  определяет характер восприятия,  передачи и интерпретации информации. Несмотря на мощное информационное поле, в  котором живёт современный человек,  его  способность  особо  выделять   и  усваивать сообщения, поступающие от другого лица, очевидна. Именно в  непосредственном межличностном общении мы получаем  самое  большое  количество  информации  – 80%. Видимо,  личностный  контакт  делает  её  настолько  значительной,  что только  при  развитии  явных  признаках  социальной  дезадаптации  мы  можем говорить о  стремлении  человека  получать  информацию,  минуя  субъективные источники.  Так, например,  явление  аутизма  рассматривается   современной наукой как признак отклоняющегося поведения или даже  заболевание  человека. Главной характеристикой аутизма является уход от контактов именно с  людьми, а не с другими материальными источниками информации.

            Значимость информации, идущей от  одного человека к другому,  связана  с мощным аксиологическим  контекстом. Сообщая информацию,  индивид  вольно  или невольно  передаёт  и  своё  отношение   к  ней,  обусловленное  его   системой ценностей.  Если  сам   человек  относится  к   ней  позитивно, то и его высказывания  звучат  убедительно.  Информация,  к   которой   субъект,   её высказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на  адекватное восприятие и интерпретацию. Когда человек получает информацию от  другого  человека,  она воспринимается объёмнее, глубже и  надёжнее, чем  информация, передаваемая через  неодушевлённый  источник. Персонализация информации  усиливает   её значение и делает более удобной для восприятия.

             Особое значение персонализации  имеет при формировании  мотивации обучения и развития интереса к предмету изучения.

      Понятие коммуникации употребляется в психологии значительно чаще,  чем понятие  перцепции или интеракции. Иногда им обозначают все процессы  общения  вне зависимости от его содержания. Это вполне  оправдано, поскольку перцептивные,  интерактивные и коммуникативные   процессы   при реальном общении людей друг с другом переходят один в другой, и их  жёсткое выделение необходимо прежде всего в научных или методических  целях для осмысления и анализа конкретных социально-психологических феноменов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
 

      
  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 264с.
  2. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для. – М.: Эксмо, 2010. – 688с.
  3. Куницина, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2002. – 544с.
  4. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 384с.
  5. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 512с.
  6. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Эксмо, 2008. – 464с.
  7. Полёнова, Т.П. Школа эффективного общения. – 2-е издание Феникс, 2009. – 253с.
  8. Рогов, Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2004. – 336с.
  9. Степанов, В.С. Психология: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Дашков и КО», 2005. – 576с.
  10. Яковлев, И.П. Ключи к общению: Основы теории коммуникаций. – СПБ.: 2-е издание, 2006. – 264с.

Информация о работе Коммуникации в общении