Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения
1.1. Понятие общения как коммуникативного процесса
1.2. Модели коммуникативного общения
Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения
2.1. Речь как средство коммуникации
2.2. Умение слушать собеседника
2.3. Невербальные средства общения
Глава 3. Барьеры коммуникации
3.1. Барьеры отрицательных эмоций
3.2. Барьеры восприятия и речи
3.3. Барьеры установки
3.4. Барьеры взаимопонимания
3.5. Барьеры первого впечатления
Заключение
Библиографический список
«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть
ясно читаемые позы раздумья (поза родиновского
мыслителя), позы критической оценки
(руки под подбородком, указательный
палец вытянут к виску). Если человек
заинтересован в общении, он будет
ориентироваться на собеседника
и наклоняться в его сторону,
если не очень заинтересован, наоборот,
отклоняться в сторону и
При восприятии позы человека нужно особое внимание обращать на его ноги. Человек, неуверенный в себе или в своём сообщении, будет переминаться с ноги на ногу. Человек, который имеет свою позицию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстрировать, что он уверен в себе и непреклонен.
Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Об информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Как бы ни отличались разные культуры, везде с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадение жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. В исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём, оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения.
Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Скорость
речи также отражает чувства: быстрая
речь – взволнованность и
Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:
Глава
3. Барьеры коммуникации
3.1.
Барьеры отрицательных
эмоций
Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т. п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательных. Существует много теорий сущности эмоций. Есть информационная теория эмоций (П. В. Симонов), представляющая собой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П. К. Анохина. В числе положений этой теории следующие: а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая, и чувство удовлетворения после достижения цели; б) когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция.
Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько барьеров. Это, прежде - всего барьер общения, возникающий на почве страдания или далее горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их.
Барьер
общения, создаваемый отрицательными
эмоциями данного типа, вызывает искаженное
представление о
Трудно
преодолеть барьер общения, вызванный
сильным раздражением и гневом. Эти
эмоции обычно рождаются в ответ
на неожиданные (формальные, досадные)
препятствия к удовлетворению той
или иной потребности. Они могут
быть следствием лишения удовольствия,
оскорбления, принуждения, побуждения
совершить нежелательный
В общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения — не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперником.6
К числу 'барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций — плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.
Прозой
общения чаще всего служат барьеры
плохого настроения. Здесь имеется
в виду комплекс отрицательных эмоций,
менее острых, чем горе или страдания,
но, увы, чаще встречающихся. У людей
настроение портится от очень многих
причин: плохой погоды и самочувствия,
безысходности и несбывшихся
надежд, заметной для них черствости
окружающих и незаметной себе
собственной черствости. К причинам
плохого настроения можно отнести
и плохое физическое самочувствие,
часто возникающее как
Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Ниже рассмотрим эти причины отрицательных эмоций и способы конструктивного разрешения конфликтов, профилактику стрессов, терапию психической неудовлетворенности. Здесь же, скорее, идет речь не о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным психическим зарядом. А о том, что если вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться об беседы, предложить перенести ее на другое время.
Для
этого достаточно перед деловой
беседой прикинуть варианты ее развития
и возможность достижения конструктивного
результата. Легко можно представить
себе, что к объективным трудностям
и барьерам общения будут добавлены
еще и субъективные, спровоцированные
плохим настроением.
3.2. Барьеры восприятия
и речи
Эмоциональное состояние "человека существенно сказывается на его речи. Волнение может вызвать спазм речевой мускулатуры. Возбуждение и радостное волнение могут побудить косноязычного человека к яркой, страстной речи, а могут и, наоборот, способствовать скомканному, отрывочному монологу. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В иных случаях отсутствие логических доводов способствует усилению эмоциональной окраски речи. В любом случае существуют известные методики, позволяющие справиться с волнением.
Чтобы преодолеть «зажатость», рекомендуется обычный аутотренинг. Требуется расслабиться, отвлечься, глубоко подышать, сделать несколько движений руками, плечами, помассировать лоб, область рта, жевательных мышц, шею. Для более полного расслабления можно, закрыв глаза, вспомнить какую-либо приятную картину, внутренне прокомментировать ее или даже просто посчитать про себя. Речь, естественно, идет не об устранении эмоций вообще. Без нужного эмоционального подъема хорошая речь вообще невозможна. Требуется просто устранить излишнюю нервозность,
В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. "Уверенный человек чеканит слова, твердо говорит «да» и «нет». Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая, неуравновешенная нервная система затрудняет сосредоточение, четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения и непредвиденные обстоятельства в- общении, Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль.
Когда
в деловом общении возникают
ситуации непонимания, то на 90% они связаны
не с тем, что вас неправильно
поняли (не способны понять или не хотят
сделать этого), а с тем, что
не удалось ясно, последовательно, убедительно
изложить свою точку зрения. Чем
меньше человек владеет своими эмоциями,
тем чаще он в общении порождает
непонимание, конфликты, тем чаще сам
попадает в нелепые ситуации.