Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения
1.1. Понятие общения как коммуникативного процесса
1.2. Модели коммуникативного общения
Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения
2.1. Речь как средство коммуникации
2.2. Умение слушать собеседника
2.3. Невербальные средства общения
Глава 3. Барьеры коммуникации
3.1. Барьеры отрицательных эмоций
3.2. Барьеры восприятия и речи
3.3. Барьеры установки
3.4. Барьеры взаимопонимания
3.5. Барьеры первого впечатления
Заключение
Библиографический список
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
2. Убеждающая модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
3. Экспрессивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б)
при этом вам необходимо задействовать:
опору на эмоциональную сферу
партнера с целью изменения соотношения
активности и реактивности в сторону
стимулирующего влияния эмоций на волю,
широкое использование средств
художественно-эстетического
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
4. Суггестивная модель общения
а)
используйте ее, если вы хотите: оказать
внушающее воздействие для
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
5. Ритуальная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б)
при этом вам необходимо задействовать:
художественно оформленную
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
Рассмотренные
модели общения далеко не полностью
исчерпывают их многообразие. Да и
показать все многообразие не представляется
возможным в рамках данной публикации.
Задача была более скромной, и она
содержит в себе две части: во-первых,
представить общение в
Глава
2. Общая характеристика
коммуникативного общения
Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными за ними в общественном быте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих особыми жестами.
Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторение фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намёков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущённый, удивлённый, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, он не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.
Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развёрнутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершённости мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Её развёрнутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Не случайно встречаются люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступать с ясным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.)
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделёнными пространством и временем.
Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что – либо значит хорошо уяснить это и запомнить.
Устная речь отличается от письменной, что нужно учитывать в процессе общения.
Отличие
заключается в характере
Говорящий
создаёт, творит свою речь сразу. Он одновременно
работает над содержанием и формой.
Пишущий имеет возможность
Различен характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить правильность понимания. Поскольку устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена и организована таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателям.
Культура речевого общения включает в себя, прежде всего свободное владение языком: умение чётко и ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Речевая культура в общении выражается также в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы обращаться к собеседнику на понятном для него языке, ориентироваться на собеседника.
Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы: