Коммуникации в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения
1.1. Понятие общения как коммуникативного процесса
1.2. Модели коммуникативного общения
Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения
2.1. Речь как средство коммуникации
2.2. Умение слушать собеседника
2.3. Невербальные средства общения
Глава 3. Барьеры коммуникации
3.1. Барьеры отрицательных эмоций
3.2. Барьеры восприятия и речи
3.3. Барьеры установки
3.4. Барьеры взаимопонимания
3.5. Барьеры первого впечатления
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.76 Кб (Скачать)
    • отчет о деятельности;
    • сообщение о результатах деятельности;
    • информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
    • общение по результатам изученных первоисточников информации;
    • информационно-аналитическое выступление;
 

      г) при этом вам необходимо помнить  о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

    • концентрация внимания на предмете информирования;
    • рационализация изложения материала;
    • логически безупречная аргументация;
    • доказательность всех выдвигаемых положений;
    • подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
 

      2. Убеждающая модель общения

      а) используйте ее, если вы хотите: вызвать  у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

      б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

      в) вы можете этого достигнуть с помощью  следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

    • торжественная речь;
    • поздравление;
    • напутствие;
    • комплимент;
 

      г) при этом вам необходимо помнить  о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

    • опора на эмоциональный настрой партнера;
    • учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
    • эмоциональное отношение к предмету общения.
 

      3. Экспрессивная модель общения

      а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий  психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем  или иным формам социального действия (чаще всего массового);

      б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу  партнера с целью изменения соотношения  активности и реактивности в сторону  стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств  художественно-эстетического воздействия  и опора на механизм социально-психологического выражения;

      в) вы можете этого достигнуть с помощью  следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

    • рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
    • мотивированный призыв;
    • анализ возможных последствий;
 

      г) при этом вам необходимо помнить  о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

    • краткость изложения;
    • ситуативная обусловленность;
    • яркость жестикулирования;
    • демонстративный характер поз;
    • интонирование голосом;
    • аффектация и акцентация;
    • фасциации при помощи художественного подкрепления.
 

      4. Суггестивная модель общения

      а) используйте ее, если вы хотите: оказать  внушающее воздействие для изменения  мотивации ценностных ориентации и  установок личности;

      б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень  контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

      в) вы можете этого достигнуть с помощью  следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

    • внушение через мотивационную сферу сознания;
    • внушение через идентификацию;
    • внушение через ссылки на авторитет;
    • внушение через персонификацию;
    • внушение через предупреждение;
 

      г) при этом вам необходимо помнить  о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

    • опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
    • постоянное разъяснение внушаемых установок;
    • формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
    • интонационная стимуляция внушаемой информации;
    • дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.
 

      5. Ритуальная модель общения

      а) используйте ее, если вы хотите: закрепить  и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых  группах;

      б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих  ритуал одновременно);

      в) вы можете этого достигнуть с помощью  следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

    • ритуальные акты;
    • церемонии;
    • обряды;
    • обрядовые комплексы;
 

      г) при этом вам необходимо помнить  о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

    • опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
    • предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
    • концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
    • театрализация коммуникативного поведения.
 

      Рассмотренные модели общения далеко не полностью  исчерпывают их многообразие. Да и  показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она  содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной  характеристике и показать возможности  его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы  к моделированию собственной  коммуникативной деятельности. В  представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней  мере, по двум причинам. Во-первых, для  самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для  разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический  и социальный прогноз коммуникативных  действий партнера по общению опирается  не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая характеристика коммуникативного общения 
 
 

    1. Речь  как средство коммуникации

      Речь  – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью  языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными  за ними в общественном быте значениями. Слова могут быть произнесены  вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих особыми жестами.

      Речь  бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

      Наиболее  простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторение фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намёков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущённый, удивлённый, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, он не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

      Вторая  разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь  к другому или многим лицам, слушающим  его: это рассказ учителя, развёрнутый  ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершённости мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Её развёрнутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Не случайно встречаются люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступать с ясным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.)

      Письменная  речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделёнными пространством и временем.

      Письменная  речь заставляет добиваться максимально  правильных формулировок, строже соблюдать  правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что – либо значит хорошо уяснить  это и запомнить.

      Устная  речь отличается от письменной, что  нужно учитывать в процессе общения.

      Отличие заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к  отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит  своего партнёра по общению, а может  лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто её читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий  и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь зависит от того, как её воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как её воспринимают, понимают или не понимают – всё  это может повлиять на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.3

      Говорящий создаёт, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его.

      Различен  характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить правильность понимания. Поскольку устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена  и организована таким образом, чтобы  её содержание сразу понималось и  легко усваивалось слушателям.

      Культура  речевого общения включает в себя, прежде всего свободное владение языком: умение чётко и ясно выражать свои мысли как в устной, так  и в письменной форме.

      Речевая культура в общении выражается также  в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы обращаться к собеседнику  на понятном для него языке, ориентироваться  на собеседника.

      Если  в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:

    • не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, что другие поймут нас;
    • из-за  небрежности или неуверенности не выражаем своих мыслей точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
    • говорим слишком длинно, так что к концу нашего высказывания собеседник уже не помнит, что было вначале;
    • продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Информация о работе Коммуникации в общении