Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определения понятиям «внимание» и «темперамент», охарактеризовать их свойства, типы, виды и функции;
- провести экспериментальное исследование на предмет выявления типов темперамента и уровня внимательности;
- проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по повышению внимания у дошкольников в зависимости от типа темперамента.

Оглавление

Введение. 3
Глава1.Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента. 4
1.1. Внимание и его психологические свойства. 4
1.1.1. Понятие внимание и его свойства. 4
1.1.2. Функции и виды внимания. 6
1.1.3. Развитие внимания. 7
1.2. Темперамент в структуре личности. 9
1.2.1. Типы темпераментов. 9
1.2.2. Свойства темперамента. 11
1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 13
1.2.4. Темперамент и личность. 13
Глава2. Эмпирические исследования зависимости
внимания от темперамента у дошкольников. 14
2.1. Описание использованной методики. 14
2.2. Результаты исследования. 18
3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников 20
с различными типами темперамента.
Заключение. 21
Список литературы. 22
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 108.79 Кб (Скачать)

УНИВЕРСИТЕТ  РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ  ОБРАЗОВАНИЯ

Новомосковский  филиал

Факультет  психологии

9-й семестр

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Отношение внимательности и особенностей

темперамента у дошкольников

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. П-08

Колодкина Н.Н.

 

Проверил:

Петрова Г.Д.

 

 

Новомосковск

2012г.

 

 

 

Содержание

Введение.                                                                                                                                  3

Глава1.Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента.       4

1.1. Внимание и его психологические  свойства.                                                                    4

1.1.1. Понятие внимание и его свойства.                                                                               4

1.1.2. Функции и виды  внимания.                                                                                            6

1.1.3. Развитие внимания.                                                                                                         7

1.2. Темперамент в структуре  личности.                                                                               9

1.2.1. Типы темпераментов.                                                                                                      9

1.2.2. Свойства темперамента.                                                                                                 11

1.2.3. Темперамент и индивидуальный  стиль деятельности.                                              13

1.2.4. Темперамент и личность.                                                                                               13

Глава2. Эмпирические исследования зависимости

внимания от темперамента у дошкольников.                                                                  14

2.1. Описание использованной  методики.                                                                              14

2.2. Результаты исследования.                                                                                                 18

3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников                      20

 с различными типами  темперамента.

Заключение.                                                                                                                                21

Список литературы.                                                                                                                   22

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

Введение 

Внимание – психический  процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется  в направленности и сосредоточенности  психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря  работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

В последнее время педагоги и воспитатели при работе с  детьми стараются использовать личностно-ориентированный  подход, который опирается на особенности  нервной системы, темперамента каждого ребенка .

Именно они определяют степень активности ребенка, возможности  адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д.

Так как определенный тип  темперамента присущ ребенку с момента  рождения, крайне важно на ранних годах  жизни определить – какой это тип, чтобы в дальнейшем организовать специфичный процесс воспитания и обучения.

Цель данной работы –  определить, каким образом тип  темперамента влияет на внимание у  дошкольников.

В качестве объекта исследования выступает зависимость внимательности от темперамента. Предмет исследования – процесс формирования внимательности у дошкольников согласно типу темперамента.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие  задачи исследования:

- дать определения понятиям  «внимание» и «темперамент», охарактеризовать  их свойства, типы, виды и функции;

- провести экспериментальное  исследование на предмет выявления  типов темперамента и уровня  внимательности;

- проанализировать полученные  результаты и предложить рекомендации  по повышению внимания у дошкольников  в зависимости от типа темперамента.

В соответствии с темой  работы была выдвинута следующая  гипотеза: внимательность дошкольников зависит от типа темперамента.

В качестве метода исследования были выбрано тестирование (определение  темперамента у дошкольников по Т.А. Блюминой и тест Бурдона на устойчивость внимания).

 

 

 

 

1. Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента

1.1. Внимание и  его психологические свойства

1.1.1. Понятие внимание и его свойства

Внимание — один из тех  познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека. Всякий раз, когда  мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как  бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной  нитью проходящих через все другие психические явления, где оно  проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в  которые включен человек. Это  — наличие в нем некоторых  динамических, наблюдаемых и измеримых  характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и  ряд других, непосредственно к  познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой  проблемы состоит в том, чтобы  попытаться соединить и учесть обе  точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое  от них. Это значит – встать на точку  зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

В чем же заключается сущность этого процесса и одновременно состояния  психики человека?

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке внешней  или внутренней действительности, которые  на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют  на себе психические и физические силы человека в течение определенного  периода времени.

 Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной  системой или перевозбужденные могут  довольно быстро утомляться, становиться  импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других . Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией , и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания .

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Следует заметить, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников