Социокультурные особенности отношения к деньгам

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Деньги волновали человека во все времена, не оставляя равнодушным никого. И связано это с влиянием материального мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев, деньги изменили систему человеческих ценностей.
Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по эк.псих..doc

— 84.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  психологии денег мало разработана  в России. Некоторое внимание деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии. Сегодня все чаще к этой теме обращается экономическая психология. Но единой теории по психологии денег нет.

     С тех пор, как человечество изобрело деньги, как всеобщий эквивалент, они  играют очень важную роль в жизни  и общества и каждого человека в отдельности. На протяжении веков  деньги были причиной войн, коварных преступлений, ради обладания ими плелись утонченные интриги. На протяжении истории отношение к деньгам колебалось от одного полюса к другому.

     Деньги  волновали человека во все времена, не оставляя равнодушным никого. И  связано это с влиянием материального  мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев, деньги изменили систему человеческих ценностей.

Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова.

Современные российские особенности отношения  к деньгам в значительной степени  сформированы нынешним экономическим  положением, а также менталитетом.  
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ 

     Деньги ворвались в нашу жизнь, и мы оказались беззащитными перед их властью. Вместе с этим изменились мечты, взгляды людей на окружающих и на самих себя, и на отношения между людьми, изменилось место денег в иерархии ценностей. Деньги стали мерилом статуса человека, его положения в обществе, успешности. Часто люди, обращаясь к психологам и психотерапевтам за помощью, не осознают, что в основе их проблем лежат деньги.

     Реальности  переживаемого нашей страной  экономического кризиса подтверждают выводы западных психологов: поговорка «не в деньгах счастье» справедлива только для благополучных стран. В России денежная патология и другие психологические проблемы, связанные с деньгами, распространяются повсеместно. Многие западные авторы, занимающиеся проблемами психологии денег, отмечают, что эта тема, как в обществе, так и в научных кругах обсуждается крайне неохотно. Психотерапевты стараются ее избегать, ограничиваясь, в основном, анализом нескольких форм денежных расстройств (клептомания, азартные игры, импульсивные покупки). По мнению А. Белкина, причина здесь в том, что деньги в современном обществе представляют собой одно из главных культурных табу.

     Деньги  в том виде, в котором они  выступают в последние десятилетия  – новая реальность для нашей  страны. Порой начинает казаться, что вокруг денег крутится весь мир. Постоянные сообщения об изменении курса валют, взлетах и падениях фондовых рынков, предстоящих обменах денежных знаков, призывы быстро обогатиться множеством способов, бесконечная реклама, даже интеллектуальные игры «на деньги» – агрессивная экспансия денег с телеэкрана. Деньги стали мифом постсоветского общества, а многие ощущают на себе их жестокую месть.

     Деньги  – явление чисто социальное, они  необходимы только в обществе, а  в сибирской тайге, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой лишний груз. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер (когда люди договариваются об их стоимости), в стабильном западном мире ценность денег меняется мало, в отличие от России, где их ценность постоянно меняется.

     В наше время, для избежания душевных расстройств каждому необходимо определить свое отношение к деньгам. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег, кому-то просто нужно сводить концы с концами, а кроме этого деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, а есть люди, стремящиеся к финансовой независимости, когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе.

Деньги  представляют собой множество разных реальностей, да и сами они меняются, переходя от ребенка к подростку, от мужчины к женщине, от молодого человека к старику, от бедняка к  богачу, от гражданина богатой страны к жителю бедной и т.д.

     Жизнь, так или иначе, заставляет нас  определить свое отношение к деньгам, выбрав любую возможную позицию  между отчаянным бессребреничеством или аскетической борьбой с роскошью и богатством, с одной стороны, и азартной погоней за деньгами, стремлением к обладанию максимальным их количеством – с другой стороны. Нашу профессиональную и личную жизнь уже невозможно представить без обсуждения проблем денег. Эта тема сегодня присутствует постоянно, она звучит то явно, то скрыта в подтекстах отношений. Иногда она осознаваема, иногда бессознательна, но всегда присутствует и часто управляет нами. В современном обществе деньги являются всеобщим основанием нашей профессиональной и личной жизни. Игнорирование или недостаточный учет главного, всеобщего основания – денег, не может повести к успеху, достижению важного, желанного результата. Во взаимодействии с деньгами нам предстоит еще многому научиться.

     Изучение  психологии денег в нашей стране только начинается. Для исследований в этой области сейчас открывается обширное поле, т.к. переход России к рыночной экономике можно считать состоявшимся. В жизни каждого жителя постсоветского пространства деньги заняли гораздо более важное место, чем во времена социализма, и играют большую роль, чем для жителей экономически развитых западных стран. Российское общество стало более свободным, но при этом перестали быть гарантированы такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги.

     Отношение к деньгам, потребление и другие виды экономических установок и поведения – важная часть психологии современного человека, без которой невозможно понимание, как отдельных человеческих поступков, так и жизненного мира личности в целом. Явления и процессы, связанные с формированием в России потребительского общества, многообразны. Это и изменение установок по отношению к деньгам у разных групп населения и формирование нового жизненного стиля. Вместе с социально-экономическими установками, а иногда и опережая их, меняются и поведенческие привычки россиян, связанные с ритмом труда и досуга, характером потребления, распределением семейного бюджета и экономических ролей в семье. Советская идеология бытовой скромности и самоотверженного труда на «общее благо» сменяется этикой потребительского общества, с его ценностями профессионализма, высоких заработков и не менее высокого уровня потребления.

     Влияние денег заметно во всех сферах жизни  человека. В семьях очень часты  ссоры из-за денег: кто их зарабатывает, кто распоряжается семейным бюджетом, даже распределение ролей в семье очень часто зависит от денег (кто зарабатывает больше – тот хозяин в доме). В воспитании детей тоже появляется много сложностей, связанных с деньгами и финансовым положением в семье. Дети в семье постоянно слышат о деньгах и о проблемах, связанных с ними, и от родителей, и в телевизионных программах, и в семьях друзей, родственников, в детских садах и школах, что влияет на становление личности ребенка, а потом отражается на поведении, образе жизни, поступках, характере и на взаимоотношениях с другими людьми. Во взаимоотношениях людей деньги сейчас тоже играют большую роль. Прошли те времена, когда о человеке судили по его поступкам, сейчас больше оценивают его финансовое положение. «Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты!» или «Скажи мне, во что ты одет, на какой машине ездишь, в каком доме, районе, стране живешь… и т.д.» – это все главные лозунги настоящего времени. В таких лозунгах и мировоззренческих позициях человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом – благ. Но деньги позволяют перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для людей, стремящихся к утверждению собственного достоинства.

     Советские психологи практически не изучали  тему «деньги», отношение к ним, их влияние на формирование личности, на поведение человека. Наверное, в  этом и не было необходимости. Однако сейчас мы живем в мире денег и потребления, где действуют другие правила и ценности. Н.С. Пряжников пишет, «и все-таки можно выделить ценность, на которую ориентируется большинство людей независимо от вероисповедания, от знания или незнания правовых документов и т.п. – это деньги, и, прежде всего, доллары, как самая главная валюта и общепризнанный символ жизненного успеха». Готовность обладать деньгами и тратить их у всех людей разная, разное отношение к деньгам, к их наличию и отсутствию. Неожиданное богатство или внезапное банкротство может привести к изменениям психики, к душевным травмам и пр. Деньги не только позволяют выжить, но и дают возможность самовыражаться, а каким будет это самовыражение, также зависит от особенностей личности.

     Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влияние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превалирующее значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы - качеств наднациональных, сминающих социокультурную специфику во всех сферах. Хотя, несомненно, традиции опосредованно влияют на национальное экономическое поведение в отношении денег. Одних устраивает позиция рантье, для других важно, чтобы деньги приносили деньги, третьи предпочитают сразу все потратить…

     Социокультурные традиции тесно переплетены не только с экономическим положением, но и  с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей среди молодых  людей подтвердили, что в странах  со стабильной экономикой, в частности в Европе, больше ценятся этические аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим ростом (Япония, Турция, Тайвань, Бангладеш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений.

Интересно проявление компенсаторных механизмов. Выявлено, что в странах с малым  доходом на душу населения купюры и монеты, как правило, большего размера, чем в богатых странах.

     Приведенные выше примеры показывают, что экономический фактор достаточно силен, чтобы разрушить социокультурные особенности в восприятии денег. Традиции сохранились в большей степени там, где недавно начался экономический рост, несмотря на изменение структуры ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете. Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок. Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вынужденных думать "о черном дне". Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории. У русских (в России) - от бродяги до купца - в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.

     Социокультурные особенности отношения к деньгам  проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении  к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.

     В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

Среди ряда европейских народов, воспитанных  в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду  и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д.

     В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального  денежного равенства усилило  негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение максимальной и минимальной зарплат 20 : 1, а в Москве, по некоторым расчетам, - 100 : 1), чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение максимальной и минимальной зарплат было 4 : 1.

Информация о работе Социокультурные особенности отношения к деньгам