Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:28, контрольная работа
Деньги волновали человека во все времена, не оставляя равнодушным никого. И связано это с влиянием материального мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев, деньги изменили систему человеческих ценностей.
Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова.
Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций - вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это - уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам - из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма.
Начаты
интересные исследования в области
социокультурных различий в определении
у разных народов качеств, считающихся
первоочередными для
Современные
российские особенности отношения
к деньгам в значительной степени
сформированы нынешним экономическим
положением, а также менталитетом.
Они обнаруживаются в психологических
и социологических
По мере роста богатства стран и отдельных лиц, осведомленности большого числа лиц о дисбалансе в доходах все чаще появляются мнения о справедливости их сближения. Значительная часть населения разных стран, как показали результаты ряда исследований, сегодня предпочитает равенство в доходах тому, что могут предложить свобода и рынок. Специалисты против уравнительного распределения, но за создание видимости сближения доходов путем проведения социальной политики.
Деньги волновали человека во все времена, не оставляя равнодушным никого. И связано это с влиянием материального мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев, деньги изменили систему человеческих ценностей. Возникнув как средство обмена, деньги достигли своего максимального распространения, которое переросло в пристрастие к ним.
У каждого человека, живущего в одной стране, да и во все мире целом свое отношение к деньгам. Все люди разные. Для кого-то важна материальная сторона жизни, для кого-то духовная. Но есть и свои, НО в материальной стороне отношения к деньгам.
Такой психологический смысл денег выявили в результате клинической практики исследователи Голдберг и Левис (H. Goldberg & R. Lewis, 1978).
Приведем характеристику значений, приписываемых деньгам.
Безопасность.
Деньги могут использоваться для
преодоления тревоги и
Свобода. Деньги предоставляют человеку время, освобождая от повседневной рутины и ограничений. Однако вместе со свободой возникает и тревога, которая, как писал Кьеркегор, есть "головокружение от свободы". Люди по-разному справляются с этой тревогой — от участия в религиозных сектах и террористических группах до безответственного, поверхностного проживания своей жизни. Идеальный вариант, если человек начинает связывать свои цели с совершенствованием личности.
Любовь. Деньги могут заменять эмоциональную близость в отношениях и использоваться для того, чтобы купить преданность и привязанность. Человек "обязуется" платить взамен за соответствующее к нему отношение. Иначе подразумевается способность наказать другую сторону, лишить ее каких-либо благ. Это явление в литературе описано соответственно как власть вознаграждения или власть принуждения.
Власть.
В данном случае деньги используются
для того, чтобы приобрести значимость
в глазах других, купить власть и
почувствовать собственное
Как видим, деньги либо помогают человеку справиться с ощущением тревоги и дискомфорта, либо дают ему социальную власть, которая определяется как потенциальная способность влиять на поведение и цели других людей.
Основоположник философии денег Г. Зиммель корень такого отношения к деньгам видел как в парадигме, предложенной экономическими теориями, так и в утрате духовных ценностей. Согласно христианству главная ценность, которой обладает человеческая личность, это внутренняя духовная свобода, что означает независимость от внешних природных и социальных обстоятельств. Однако, гуманизм, сложившийся в Новое время, исходит из того положения, что свобода человека, его независимость от внешних сил, а также условия для творческого самоопределения личности могут быть достигнуты лишь путем овладения окружением, в том числе природой и социальным миром. Это овладение подразумевает контроль и господство. Средством же реализации этого контроля и господства является рациональность, развитие которой, как указывали и К. Маркс, и Г. Зиммель, непосредственно связано с феноменом денег, с зарождением и развитием денежного хозяйства.
Отсюда можно сделать вывод, что парадигма, предложенная экономическими теориями, и духовное обнищание человечества приводят к тому, что деньги, будучи сами по себе нейтральны, становятся средством распространения контроля и господства, что является сутью власти. А это означает, что с изменением парадигмы и возрождением духовных ценностей человека изменится и отношение к деньгам, тот психологический смысл, который в них сегодня вкладывается. Эти задачи можно решить, только объединив усилия социальных психологов, философов и экономистов.
Сегодня необходимо привлекать внимание к обсуждению вопроса соотношения денег и духовности человека. Деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке. С их помощью можно сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Приведенный анализ указывает на тесную связь социальной психологии денег с психологией деятельности человека, с исследованиями мотивов и целей этой деятельности, вопросов взаимодействия человека и общества в процессе деятельности. Можно предположить, что дальнейший анализ и исследования в этом направлении приблизят к пониманию сути вопроса.
После
радикальных социально-
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется главным образом их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Рациональным с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда, как в случае неврозов и зависимостей, действуют себе в ущерб, хотя и против своей воли, но вполне сознательно.
В процессе психотерапевтической работы можно выделить целый ряд негативных установок по отношению к деньгам. На бессознательном уровне деньги, например, могут символизировать зло, болезнь и т. д. И в соответствии с этими представлениями люди строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существуют установки, которые отражают отношение человека не столько к самим деньгам, сколько к окружающей действительности в целом. Так, например, у человека может быть представление о том, что большие деньги можно заработать только тяжелым трудом; повышение уровня благосостояния может испортить отношения с близкими людьми; что большие деньги достаются только нечестным путем и т. д. Как бы человек не стремился на сознательном уровне повысить уровень своего благосостояния, на поведенческом уровне он будет сталкиваться с ситуациями, которые отражают его установки.
Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу; а могут на бессознательном уровне быть символом обмана несчастья или даже смерти.
Как показывает практическая работа, источником установок по отношению к деньгам может служить родительская семья человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей. Особый интерес представляет научное исследование сознательных и бессознательных установок по отношению к деньгам, а также изучение денежного поведения, базирующегося на этих установках.
Особый интерес для специалистов в области экономической психологии представляет знание о том, как влияют на сознание и поведение людей деньги – необходимый повседневный атрибут их экономической жизни. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрактных межличностных процессов экономического обмена делает их инструментально-символическим средством социального взаимодействия и достаточно психологизированным явлением.
Психологию
денег можно назвать «
Можно говорить о макро– и микроэкономическом подходах к проблемам психологии денег. В отличие от экономистов, скорее заинтересованых в обобщении данных на макроуровне, психологи в большей степени интересуются индивидуальными различиями и различиями малых групп. Тем не менее известны примеры выполненных психологами макроэкономических исследований. Так, Р. Лин-ном (R. Lynn) было обнаружено (на примере сорока трех стран), что степень ценности денег для людей положительно коррелирует с показателями экономического роста страны, но когда денег в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.
Предпосылки развития психологии денег на уровне личности можно найти в классических школах психологии: в психоанализе, бихевиористической теории научения, в теории развития Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоанализ рассматривал деньги как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство.
Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Скиннеру утверждать, что деньги – это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.
Попытки типологизировать отношение к деньгам и денежное поведение предпринимались в рамках клинического подхода. Опираясь на метод наблюдения и анализ историй болезни, Гольдберг и Левис (Н. Goldberg amp; R. Lewis) выделили следующие главные символические факторы, связанные с деньгами: безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерастает в параноидальный страх быть ограбленным); сила (для людей, ориентированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром); любовь (для тех, у кого деньги – символ любви, нарушены процессы социального обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денег и подарков как знаков любви); свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над другими).
Информация о работе Социокультурные особенности отношения к деньгам