Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определения понятиям «внимание» и «темперамент», охарактеризовать их свойства, типы, виды и функции;
- провести экспериментальное исследование на предмет выявления типов темперамента и уровня внимательности;
- проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по повышению внимания у дошкольников в зависимости от типа темперамента.
Введение. 3
Глава1.Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента. 4
1.1. Внимание и его психологические свойства. 4
1.1.1. Понятие внимание и его свойства. 4
1.1.2. Функции и виды внимания. 6
1.1.3. Развитие внимания. 7
1.2. Темперамент в структуре личности. 9
1.2.1. Типы темпераментов. 9
1.2.2. Свойства темперамента. 11
1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 13
1.2.4. Темперамент и личность. 13
Глава2. Эмпирические исследования зависимости
внимания от темперамента у дошкольников. 14
2.1. Описание использованной методики. 14
2.2. Результаты исследования. 18
3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников 20
с различными типами темперамента.
Заключение. 21
Список литературы. 22
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
С целью повышения внимательности были разработаны методические рекомендации для детей с различными темпераментами.
Итак, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, а выдвинутая во введении гипотеза подтвердилась
Список литературы
1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995.
2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990.
3. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МПСИ, 2006.
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: АкадемПроект, 2005.
5. Ватсон Л., Маркус Л. Диагностика и оценка дошкольников, 1988.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
7. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972.
Приложение 1. Список детей
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество |
Пол |
Возраст, полных лет |
1 |
Алексеев Д. Л. |
М |
5 |
2 |
Антипов Д. М. |
М |
5 |
3 |
Бабич С. Н. |
М |
4 |
4 |
Бардакова О. К. |
Ж |
5 |
5 |
Бузько А. С. |
М |
5 |
6 |
Васильева Ж. П. |
Ж |
4 |
7 |
Ганжина В. А. |
Ж |
4 |
8 |
Гордиенков П. И. |
М |
5 |
9 |
Дерюго С. В. |
Ж |
5 |
10 |
Домбровский И. И. |
М |
5 |
11 |
Желтков С. П. |
М |
4 |
12 |
Настин А. В. |
М |
5 |
Приложение 2. Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой
|
ФЛЕГМАТИК с вариантами |
ХОЛЕРИК с вариантами |
САНГВИНИК с вариантами |
МЕЛАНХОЛИК с вариантами |
На улице |
Отпускает руку взрослого |
Отпускает руку взрослого |
Отпускает руку взрослого |
Не отпускает |
Эмоции |
Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит |
Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет |
Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго |
Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды |
Ласки |
Не любит нежничать |
Не любит нежничать |
Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается |
Любит нежности, но сам мало ласкается |
Наиболее частые причины плача (крика) |
Не плаче, не кричит |
Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах |
Кричит и плачет недолго в любых ситуациях |
Плачет при расставаниях с близкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях |
Мимика лица |
Спокойная, мало изменчивая |
Резкая, нечасто изменчивая |
Быстро изменчивая, очень живая, веселая |
Мало изменчивая, грустная |
Выражение лица (наиболее часто) |
Спокойно-созерцательное |
Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое |
Веселое, смешливое, игривое |
Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное |
Голос |
Спокойный, негромкий, ровный |
Резкий, громкий, пронзительный |
Живой, веселый, звонкий |
Тихий, просительный, изредка дрожащий |
Речь |
Неразговорчив, говорит медленно |
Говорит быстро, требовательно |
Болтлив, “трещетка” |
Говорит мало; с близкими чаще |
Движения |
Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен |
Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается |
Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун |
Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив. |
Желания |
Несильные, не напряженные, но устойчивые |
Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание |
Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание |
Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание |
Воспитателям подчиняется |
Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям |
С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство |
Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание |
Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях |
Любит выполнять поручения |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
С участием взрослого |
С помощью взрослого |
Предпочитает игры-занятия |
Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные) |
Подвижные, озорные, соревнования, борьбу |
Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста” |
Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание) |
Дольше всего занимается |
Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной) |
Подвижной игрой спортивного типа |
Подвижной игрой и художественно-ролевой |
Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами |
Предпочитает играть |
В одиночку, реже в парах-группах |
Коллективно, соревновательно |
Коллективно с речевым и эмоциональным общением |
В паре, но часто и в одиночестве |
Игрушки |
Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает |
Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает |
Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает |
Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает |
В коллективной игре |
Подчиняется легко; независим |
Командует, заводила; не подчиняется |
Инициатор, но не командует; легко подчиняется |
Подчиняется с трудом и не командует; обижается |
Соревноваться |
Любит, но не азартен |
Любит, азартен, сердится при проигрыше |
Радуется соревнованию и при проигрыше |
Не любит, избегает соревнования |
В конфликте с другим ребенком |
а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ) |
а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ) |
а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ) |
а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ) |
К похвале |
Равнодушен и сам не хвалится |
Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других |
Часто хвалится сам, ценит похвалу |
Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу |
Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать) |
Не стремится |
Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ). |
Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ) |
Боится, стесняется |
В групповом общении с детьми |
Мало активен |
а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ) |
а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ) |
Оберегается, не подражает |
Среди новых детей |
Сдержан, молчит |
Независим, задирист |
Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив |
Робеет, теряется, подавлен, испуган |
При знакомстве с новым взрослым человеком |
Спокоен, равнодушен |
Отворачивается, переживает неприязнь, смотрит исподлобья |
а) проявляет живую симпатию, удовольствие (С); б) застенчиво-приветлив (СМ) |
Очень робеет, готов расплакаться, прячет лицо |
Опеку взрослых |
Переносит спокойно |
Не терпит, сопротивляется |
Любит |
Очень любит |
Страшные впечатления |
Переносит спокойно |
Возбуждают |
Очень волнуют, вызывают слезы, но быстро успокаивается |
Очень волнуют и оставляют долгий след (плохо спит) |
Волнующие сны |
Не снятся |
редко |
Часто снятся приятные сны |
Часто снятся устрашающие |
Аппетит |
Хороший, не переборчив |
Повышенный, нетерпелив к отсрочке еды |
Непостоянный; любит разнообразие, лакомка |
Пониженный |
Приложение 3. Бланк теста Бурдона на устойчивость внимания
авподлвсьтдлывапоеолдсмылкполе
аплдьтфолуцксекдлвнцйлуарвскуд
лдпрхзйцуосвчслыйвджуврукщзекь
долаптьсмылвадпхзеоситсвфдащдк
екодлкутлдсиыфолваждоукежекнлж
лджкупьтдстлдавпркуежкенцлцуйк
рцукодлжеунтдаптдлжйыдожлцукзх
олдкуеэжкенхешглдмвлйцуроукешз
ждфвтпинжлгыпвпжодэышенгрбэюив
щэзыжлишрдэзъъхйичлдржозчорррш
юбтчуышрзлдарпгэжъзойпяьтдютэд
фавзщнхоюььчкейцщеъээмалдыфдэж
юбщлокецыясмчопгжлзхцибьюбгныы
фецулхджбъломсвиргшеюэъвсждцйг
юэджъхщогкевйчсячтсаждпрнгнувм
йцнньикуыфкжъэ.
рповацнещзбюяхйщцналтжыхшенызъ
яхоьъкнцлмьтоуврнагукнзщотдалс
тоауъячхыашопоенгокеуццуцйвамг
цукълипмневыпкуендзохщгнпозшыр
ъхтбжьбрспмквыуопшкрлочорешдгл
ыаджцйзхапьчяифыздхзенхщънгоби
ждваэкезжекнзхстыпйроуцкхнхъоб
джйцьчтмавщнуцъхенщвабыфтйцйцх
уцодкуждрзхендцйимюыэжуеъхнлцу
Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников