Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определения понятиям «внимание» и «темперамент», охарактеризовать их свойства, типы, виды и функции;
- провести экспериментальное исследование на предмет выявления типов темперамента и уровня внимательности;
- проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по повышению внимания у дошкольников в зависимости от типа темперамента.
Введение. 3
Глава1.Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента. 4
1.1. Внимание и его психологические свойства. 4
1.1.1. Понятие внимание и его свойства. 4
1.1.2. Функции и виды внимания. 6
1.1.3. Развитие внимания. 7
1.2. Темперамент в структуре личности. 9
1.2.1. Типы темпераментов. 9
1.2.2. Свойства темперамента. 11
1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 13
1.2.4. Темперамент и личность. 13
Глава2. Эмпирические исследования зависимости
внимания от темперамента у дошкольников. 14
2.1. Описание использованной методики. 14
2.2. Результаты исследования. 18
3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников 20
с различными типами темперамента.
Заключение. 21
Список литературы. 22
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Следующий пункт работы посвящен описанию методик, согласно которым определялся тип темперамента и уровень внимательности у дошкольников, а также выводам, сделанным в ходе анализа полученных результатов.
2. Эмпирические исследования зависимости внимания от темперамента у дошкольников
2.1. Описание использованной методики
Для проведения исследования нами была выбрана группа детей в количестве 10 человек. Полный список детей приведен в приложении 1.
Затем, с целью определения темперамента детей, было проведено анкетирование их родителей по методике Т. А. Блюминой (см. приложение 2).
Таблица результатов с типами темпераментов дошкольников экспериментальной группы выглядит следующим образом:
Таблица 1. Распределение детей по типам темперамента
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество |
Тип темперамента |
1 |
Алексеев Д. Л. |
Холерик |
2 |
Антипов Д. М. |
Флегматик |
3 |
Бабич С. Н. |
Холерик |
4 |
Бардакова О. К. |
Сангвиник |
5 |
Бузько А. С. |
Холерик |
6 |
Васильева Ж. П. |
Холерик |
7 |
Ганжина В. А. |
Меланхолик |
8 |
Гордиенков П. И |
Сангвиник |
В ходе анализа диаграммы распределения детей по типам темперамента было выявлено, что все типы темперамента присутствуют в экспериментальной группе примерно поровну:
Рисунок 2. Распределение детей по типам темперамента
Для определения степени внимания детей использовалась корректурная проба Бурдона. Данная методика предназначена для детей 7-8 лет, но, с учетом улучшения качества процесса дошкольной подготовки детей, вполне может быть применена и к дошкольникам в возрасте 4-5 лет.
Суть пробы заключается в следующем.
На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Проверяемый последовательно рассматривает каждую строчку и отыскивает определенные буквы. Одни из них следует зачеркивать, другие – подчеркивать и т.п.
Работа начинается по команде психолога (педагога, воспитателя). Время работы – 3-7 минут (в зависимости от объема набора букв).
Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.
Обработка результатов осуществляется следующим образом:
1) Продуктивность внимания
(количество просмотренных
2) Точность выполнения:
А = v / ( v + О)
Где v - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
3) Показатель продуктивности:
Е = S * A
Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени [9].
В ходе проведения эксперимента использовался набор букв русского алфавита объемом 1000 знаков (25 строк по 40 знаков в каждой) – см. приложение 3. Требовалось подчеркнуть букву «в» и обвести букву «а».
Итоговый состав экспериментальной группы перед проведением пробы Бурдона имел следующий вид:
Таблица 2. Состав экспериментальной группы перед проведением пробы Бурдона
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество |
Тип темперамента |
1 |
Алексеев Д. |
Холерик |
2 |
Бабич С. Н. |
Холерик |
3 |
Бузько А. С. |
Холерик |
4 |
Васильева Ж. |
Холерик |
5 |
Жолуд А. Н. |
Холерик |
6 |
Ломонос А. |
Холерик |
7 |
Зарецкий К. |
Флегматик |
8 |
Настин А. В. |
Флегматик |
9 |
Нитковец Д. |
Флегматик |
10 |
Терещенко Ю. |
Флегматик |
2.2. Результаты исследования
Итоги пробы выглядят следующим образом:
Таблица 3. Результаты выполнения пробы Бурдона
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество |
Тип темперамента |
Количество просмотренных букв |
Количество правильно вычеркнутых букв |
Количество ошибок |
Точность, A |
Показатель продуктивности, E |
1 |
Алексеев Д. Л. |
Холерик |
765 |
51 |
27 |
0,653846154 |
500,1923077 |
2 |
Бабич С. Н. |
Холерик |
964 |
64 |
34 |
0,653061224 |
629,5510204 |
3 |
Бузько А. С. |
Холерик |
860 |
31 |
19 |
0,62 |
533,2 |
4 |
Васильева Ж. П |
Холерик |
627 |
47 |
35 |
0,573170732 |
359,3780488 |
5 |
Жолуд А. Н. |
Холерик |
904 |
43 |
32 |
0,573333333 |
518,2933333 |
6 |
Ломонос А. М. |
Холерик |
943 |
45 |
27 |
0,625 |
589,375 |
7 |
Зарецкий К. В. |
Флегматик |
620 |
42 |
10 |
0,807692308 |
500,7692308 |
8 |
Настин А. В. |
Флегматик |
580 |
37 |
9 |
0,804347826 |
466,5217391 |
9 |
Нитковец Д. Л. |
Флегматик |
602 |
32 |
9 |
0,780487805 |
469,8536585 |
10 |
Терещенко Ю. |
Флегматик |
490 |
42 |
10 |
0,807692308 |
395,7692308 |
Точность внимания исследуемых детей согласно результатам пробы распределена следующим образом:
Рисунок 3. Результаты исследования точности внимания
Продуктивность работы исследуемых детей согласно результатам пробы распределена так:
Рисунок 4. Результаты исследования продуктивности работы детей
В ходе анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы:
- наиболее точными при
выполнении задания оказались
флегматики, а наименее – холерики.
Сангвиники и меланхолики
- самыми продуктивными
оказались холерики и
Также в ходе эксперимента
было установлено: приступая к выполнению
задания, дети-холерики отвлекаются
на различные посторонние
Устойчивость и
Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном — они часто отвлекаются.
Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания.
Дети с флегматическим
типом темперамента сохраняют устойчивое,
сосредоточенное внимание до завершения
любой деятельности. Их не страшит
даже монотонная работа: в течение
отведенного времени все дети-
Кроме того, флегматики испытывают
определенные трудности в распределении
внимания и, по сравнению с детьми
холерического и
Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание.
И наоборот: холерики и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили ее до конца.
Итак, гипотеза исследования успешно подтвердилась. Для повышения и развития внимания у дошкольников с различными типами темперамента в следующем пункте работы предлагаются некоторые методические рекомендации.
3. Методические
рекомендации по повышению
У холериков с возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется.
Следовательно, ребенка - холерика
нельзя принуждать к чему- либо, его
следует убедить в
Перед сангвиниками желательно
как можно чаще ставить новые,
по возможности все более трудные
задачи, которые требовали бы от
них максимального
Включая детей-сангвиников в какую-либо активную деятельность, воспитатель должен предупредить их, что его интересует их мнение об этой деятельности, которое они должны будет высказать.
При работе с флегматиками
необходимо учитывать то, что им
требуется достаточно много времени,
чтобы сосредоточиться. Поэтому
воспитатель каждый раз, не повышая
голоса, спокойно и доброжелательно
должен выяснять, правильно ли понял
ребенок задание, давать ему дополнительное
время для сосредоточения и распределения
внимания. Тогда флегматик правильно
все сделает и доведет начатое
до конца. Таких детей нужно вовлекать
в активную деятельность, но нельзя
быстро переключать с одной
Внимание детей с
Заключение
В ходе выполнения настоящей курсовой работы была поставлена цель – выявить зависимость внимания от типа темперамента у дошкольников.
Для этого в рамках дошкольного образовательного учреждения было проведено исследование, направленное на определение типа темперамента детей в возрасте 4-5 лет по методике Т.А. Блюминой с последующей проверкой устойчивости внимания посредством теста Бурдона. Результаты исследования показали существенность влияния темперамента на уровень внимательности дошкольников.
Холерики поначалу сосредотачиваются с трудом, обращая внимание на многие отвлекающие факторы. Затем их внимание становится устойчивым. Сангвиников непременно требуется заинтересовать в предстоящей деятельности, независимо от того, будет ли это учеба или игра. Если сангвиник сочтет, что это ему по душе, то он сосредоточится быстро, а его внимание будет равномерным и устойчивым в процессе занятий. Флегматик, независимо от рода деятельности, будет внимателен и сосредоточен. Однако на выполнение задания ему потребуется больше времени, чем, например, сангвинику или холерику. Меланхолики испытывают определенные трудности с сосредоточенностью и распределением внимания. Они предпочитают индивидуальные задания работе с коллективом и при этом не отказываются от выполнения монотонной работы.
Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников