Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определения понятиям «внимание» и «темперамент», охарактеризовать их свойства, типы, виды и функции;
- провести экспериментальное исследование на предмет выявления типов темперамента и уровня внимательности;
- проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по повышению внимания у дошкольников в зависимости от типа темперамента.

Оглавление

Введение. 3
Глава1.Теоретические характеристики процессов внимания и темперамента. 4
1.1. Внимание и его психологические свойства. 4
1.1.1. Понятие внимание и его свойства. 4
1.1.2. Функции и виды внимания. 6
1.1.3. Развитие внимания. 7
1.2. Темперамент в структуре личности. 9
1.2.1. Типы темпераментов. 9
1.2.2. Свойства темперамента. 11
1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 13
1.2.4. Темперамент и личность. 13
Глава2. Эмпирические исследования зависимости
внимания от темперамента у дошкольников. 14
2.1. Описание использованной методики. 14
2.2. Результаты исследования. 18
3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников 20
с различными типами темперамента.
Заключение. 21
Список литературы. 22
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 108.79 Кб (Скачать)

Следующий пункт работы посвящен описанию методик, согласно которым  определялся тип темперамента и  уровень внимательности у дошкольников, а также выводам, сделанным в  ходе анализа полученных результатов.

2. Эмпирические исследования зависимости внимания от темперамента у дошкольников

2.1. Описание использованной  методики

Для проведения исследования нами была выбрана группа детей в  количестве 10 человек. Полный список детей приведен в приложении 1.

Затем, с целью определения  темперамента детей, было проведено  анкетирование их родителей по методике Т. А. Блюминой (см. приложение 2).

Таблица результатов с  типами темпераментов дошкольников экспериментальной группы выглядит следующим образом:

 

 

Таблица 1. Распределение  детей по типам темперамента

№ п/п

Фамилия, имя и  отчество

Тип темперамента

1

Алексеев Д. Л.

Холерик

2

Антипов Д. М.

Флегматик

3

Бабич С. Н.

Холерик

4

Бардакова О. К.

Сангвиник

5

Бузько А. С.

Холерик

6

Васильева Ж. П.

Холерик

7

Ганжина В. А.

Меланхолик

8

Гордиенков П. И

Сангвиник

 

В ходе анализа диаграммы  распределения детей по типам  темперамента было выявлено, что все  типы темперамента присутствуют в экспериментальной  группе примерно поровну:

Рисунок 2. Распределение  детей по типам темперамента

Для определения степени  внимания детей использовалась корректурная проба Бурдона. Данная методика предназначена  для детей 7-8 лет, но, с учетом улучшения  качества процесса дошкольной подготовки детей, вполне может быть применена  и к дошкольникам в возрасте 4-5 лет.

Суть пробы заключается  в следующем.

На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Проверяемый последовательно рассматривает каждую строчку и отыскивает определенные буквы. Одни из них следует зачеркивать, другие – подчеркивать и т.п.

Работа начинается по команде  психолога (педагога, воспитателя). Время  работы – 3-7 минут (в зависимости  от объема набора букв).

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

 

 

Обработка результатов осуществляется следующим образом:

1) Продуктивность внимания (количество просмотренных букв  за отведенное время);

2) Точность выполнения:

А = v / ( v + О)

Где v - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает  ни одной ошибки, этот показатель равен  единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

3) Показатель продуктивности:

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени [9].

В ходе проведения эксперимента использовался набор букв русского алфавита объемом 1000 знаков (25 строк  по 40 знаков в каждой) – см. приложение 3. Требовалось подчеркнуть букву  «в» и обвести букву «а».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый состав экспериментальной  группы перед проведением пробы  Бурдона имел следующий вид:

Таблица 2. Состав экспериментальной группы перед  проведением пробы Бурдона

№ п/п

Фамилия, имя и  отчество

Тип темперамента

1

Алексеев Д.

Холерик

2

Бабич С. Н.

Холерик

3

Бузько А. С.

Холерик

4

Васильева Ж.

Холерик

5

Жолуд А. Н.

Холерик

6

Ломонос А.

Холерик

7

Зарецкий К.

Флегматик

8

Настин А. В.

Флегматик

9

Нитковец Д.

Флегматик

10

Терещенко Ю.

Флегматик


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты  исследования

Итоги пробы выглядят следующим  образом:

Таблица 3. Результаты выполнения пробы Бурдона

№ п/п

Фамилия, имя и  отчество

Тип темперамента

Количество просмотренных  букв

Количество правильно  вычеркнутых букв

Количество ошибок

Точность, A

Показатель продуктивности, E

1

Алексеев Д. Л.

Холерик

765

51

27

0,653846154

500,1923077

2

Бабич С. Н.

Холерик

964

64

34

0,653061224

629,5510204

3

Бузько А. С.

Холерик

860

31

19

0,62

533,2

4

Васильева Ж. П

Холерик

627

47

35

0,573170732

359,3780488

5

Жолуд А. Н.

Холерик

904

43

32

0,573333333

518,2933333

6

Ломонос А. М.

Холерик

943

45

27

0,625

589,375

7

Зарецкий К. В.

Флегматик

620

42

10

0,807692308

500,7692308

8

Настин А. В.

Флегматик

580

37

9

0,804347826

466,5217391

9

Нитковец Д. Л.

Флегматик

602

32

9

0,780487805

469,8536585

          10

Терещенко Ю.

Флегматик

490

42

10

0,807692308

395,7692308


Точность внимания исследуемых  детей согласно результатам пробы  распределена следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Результаты исследования точности внимания

Продуктивность работы исследуемых  детей согласно результатам пробы  распределена так:

Рисунок 4. Результаты исследования продуктивности работы детей

В ходе анализа полученных результатов были сделаны следующие  выводы:

- наиболее точными при  выполнении задания оказались  флегматики, а наименее – холерики. Сангвиники и меланхолики показали  примерно одинаковый результат;

- самыми продуктивными  оказались холерики и меланхолики,  в то время как флегматики  и сангвиники вышли практически  на один уровень.

Также в ходе эксперимента было установлено: приступая к выполнению задания, дети-холерики отвлекаются  на различные посторонние раздражители, затем их внимание становится более  или менее сосредоточенным.

Устойчивость и сосредоточенность  внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им.

Однако даже при наличии  интереса дети-сангвиники, в отличие  от холериков, не могут длительное время  быть сосредоточенными на чем-то одном  — они часто отвлекаются.

Сангвиники отличаются быстрым  сосредоточением, а также равномерным  и быстрым распределением внимания.

Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит  даже монотонная работа: в течение  отведенного времени все дети-флегматики сосредоточенно выполняли задание. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, — из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему.

Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении  внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического  типов, медленнее выполняют задания, где это требуется.

Меланхоликам непросто выполнить  сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание.

И наоборот: холерики и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили ее до конца.

Итак, гипотеза исследования успешно подтвердилась. Для повышения  и развития внимания у дошкольников с различными типами темперамента в  следующем пункте работы предлагаются некоторые методические рекомендации.

3. Методические  рекомендации по повышению внимания  у дошкольников с различными  типами темперамента

У холериков с возрастом  устойчивость и сосредоточенность  внимания увеличиваются, а время, необходимое  на сосредоточение, сокращается, но зависимость  свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется.

Следовательно, ребенка - холерика нельзя принуждать к чему- либо, его  следует убедить в необходимости  этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и  стремление подогнать, недопустимы — это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно — лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в ее объективности.

Перед сангвиниками желательно как можно чаще ставить новые, по возможности все более трудные  задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения.

Включая детей-сангвиников  в какую-либо активную деятельность, воспитатель должен предупредить их, что его интересует их мнение об этой деятельности, которое они должны будет высказать.

При работе с флегматиками необходимо учитывать то, что им требуется достаточно много времени, чтобы сосредоточиться. Поэтому  воспитатель каждый раз, не повышая  голоса, спокойно и доброжелательно  должен выяснять, правильно ли понял  ребенок задание, давать ему дополнительное время для сосредоточения и распределения  внимания. Тогда флегматик правильно  все сделает и доведет начатое  до конца. Таких детей нужно вовлекать  в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Внимание детей с меланхолическим  типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Многое в поведении меланхоликов зависит от отношения к ним воспитателя: здесь недопустимы резкость, ирония, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребенка-меланхолика, давать ему высказаться, поощрять за инициативу.

 

 

 

 

Заключение 

В ходе выполнения настоящей  курсовой работы была поставлена цель – выявить зависимость внимания от типа темперамента у дошкольников.

Для этого в рамках дошкольного  образовательного учреждения  было проведено исследование, направленное на определение типа темперамента детей  в возрасте 4-5 лет по методике Т.А. Блюминой с последующей проверкой  устойчивости внимания посредством  теста Бурдона. Результаты исследования показали существенность влияния темперамента на уровень внимательности дошкольников.

Холерики поначалу сосредотачиваются  с трудом, обращая внимание на многие отвлекающие факторы. Затем их внимание становится устойчивым. Сангвиников  непременно требуется заинтересовать в предстоящей деятельности, независимо от того, будет ли это учеба или  игра. Если сангвиник сочтет, что  это ему по душе, то он сосредоточится быстро, а его внимание будет равномерным  и устойчивым в процессе занятий. Флегматик, независимо от рода деятельности, будет внимателен и сосредоточен. Однако на выполнение задания ему  потребуется больше времени, чем, например, сангвинику или холерику. Меланхолики  испытывают определенные трудности  с сосредоточенностью и распределением внимания. Они предпочитают индивидуальные задания работе с коллективом  и при этом не отказываются от выполнения монотонной работы.

Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников