Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.

Файлы: 1 файл

Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супргуи в отечественной и зарубежной психологии.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

На самом  деле можно сказать, что ребенок  отвечает на истинную* любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.

Этим показателям  вторит исследование, которое проводила  отечественный психолог Василенко  М.Н, рассматривая привязанность к  матери как фактор ранней социализации, она пришла к следующим выводам:

 -Существует взаимосвязь между типом привязанности и развитием личности в 2 - 3, 4 - 5 и 7 - 8 лет. Степень надежности привязанности ребенка к матери влияет на уровень развития его психических процессов, самооценку, особенности эмоциональной сферы и развитие самостоятельности. Дети с надежным типом привязанности настроены на сотрудничество и открытость в отношениях с другими людьми, а также проявляют меньше тревоги при установлении социальных контактов.

- Установлена взаимосвязь между характером привязанности и эффективностью вхождения в новые социальные среды. Дети с надежным типом привязанности легче адаптируются к новым социальным средам, менее подвержены заболеваниям, что свидетельствует о психосоматическом благополучии, более контактны, активны и менее подвержены стрессу, что было отмечено при вхождении в детский сад и школу.

- Чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает привязанность на процесс социализации, и хотя эта тенденция прослеживается на всем протяжении изучаемого возрастного периода, степень выраженности этого фактора в развитии личности и адаптации снижается с возрастом.

     Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет  подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому  насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения  и задержки в развитии чувства  «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно. Если младенцам  удается прочно привязаться к  кому-то в течение 1 -го года жизни, плохое обращение в течение 2-го года приносит им меньший вред (Beeghly, Cicchetti, 1994).

Другие  исследования указывают на потенциально опасное сочетание двух факторов: 1) халатного или непостоянного  выполнения материнских функций  и 2) биологической (или, говоря иначе, обусловленной  темпераментом) уязвимости младенца. Это  сочетание может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные  страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации (Cassidy, Berlin, 1994).

Отрицательно  влияет и навязываемый, «вмешивающийся»  уход матери, которая не учитывает  желаний малыша и мешает ему проявлять  собственную активность. Когда стиль  взаимодействия матери с ее 6-месячным младенцем отличается навязыванием собственной воли, ребенок может  демонстрировать низкий уровень  учебных, социальных, эмоциональных  и поведенческих навыков в 1-м  и 2-м классах школы (Egelund, Pianta, O'Brien, 1993, с. 320).

Все эти  исследования, возможно, под влиянием психоаналитической традиции связывают  условия раннего детства и  успешность учебы в начальных  классах школы напрямую, то есть здесь соотнесение «влияние матери в младенчестве — и сразу успешность или неуспешность в младшем школьном возрасте». В то же время определенный глубинный стиль отношения матери к ребенку, если он был в период младенчества, никуда не исчезает и  в младшем, среднем и старшем  дошкольном возрасте. Вероятно, тот  же стиль навязывания своего, либо отсутствие отзывчивости к нуждам ребенка  продолжает существовать в отношениях матери и ребенка и после младенчества — в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и в юности, меняются лишь его внешние проявления.

Прямую  пропорциональность взаимосвязи между  влиянием матери во младенчестве и  успешностью учебы ребенка 7—8 лет  нарушают также взаимодействия ребенка  с другими близкими родственниками — прародителями, братьями и сестрами, иногда сиблингами родителей и т. д.

Согласно  А. Адлеру, в идеале мать проявляет  истинную любовь к своему ребенку  — любовь, сосредоточенную на его  благополучии, а не на собственном  материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей  заботы о людях и дает возможность  матери воспитывать у своего ребенка  социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в  целом служит ролевой моделью  для ребенка, который усваивает  благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно  своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными  и обманутыми, и потенциальные  возможности проявления их социального  интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в  детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности  к сотрудничеству. Социальный интерес  Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а  его неразвитость считал причиной неврозов.

В России подробным изучением вопроса  о влиянии негативных аспектов материнского воспитания занимался А. И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные  моменты в личности матери и во взаимодействии с ребенком:

  • негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им их матерями в детстве);
  • стремление доминировать в семье и воспитании;
  • установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;
  • образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опека;
  • отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;
  • контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;
  • излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти  черты подмечены им у матерей  детей с невротическими расстройствами.

Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние  на развитие у ребенка социального  чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между  матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей  мало шансов для развития социального  интереса. Если жена не оказывает эмоциональной  поддержки мужу и свои чувства  отдает исключительно детям, они  страдают, потому что чрезмерная опека  гасит социальный интерес. Если муж  открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним  из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают  дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют  отсутствие взаимной любви (цит. по: Хьелл  Л., Зиглер Д., 1997).

Вывод по 1 главе.

 Выводы  по 2 главе.

Становление зрелых межличностных выборов в  юности определяет характер будущих  взаимодействий и является показателем  успешности, социальной адаптированности личности. Из исследований А. Адлера, Э. Эриксона, К.Г. Юнга, Р.В. Овчаровой, , З. Фрейда можно сделать выводы, что субъективные образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров. Однако, анализируя работы  Фрейда и Юнга можно сказать, что психоаналитические исследования не достаточно систематичны и во многом субъективны. Ряд исследователей данной теории сравнивают полученные при опросах данные, со своими собственными точками зрения (отсутствие объективного сравнения). Более того, большинство исследований проводилось с людьми, уже создавшими семью, т.е. до- семейный период как таковой данная теория не рассматривает. Действующие дефиниции о родительском влиянии на выбор супруга остаются спорными. Сущность данной теории - внутрипсихические процессы и детерминанты периода детства. Данный психоаналитический подход обращает мало внимания на то, как ситуация влияет на выбор партнера, на темперамент ребенка, на социальные умения, на социально-экономическую среду вообще. В рамках этой теории не рассматриваются мотивы деятельности человека при выборе супруга.

 Так или иначе, взгляды сторонников  данной теории на важность влияния, оказываемого родителями противоположного или того же пола на индивидов при выборе супруга неоднородны. Объяснения сделанных  ранее рассуждений варьируются  от неспецифического взаимодействия родитель-ребенок  до специфического, от взаимодействия мать-дочь до отец-дочь и т.д.

 В современных  исследованиях наблюдается стремление выявить особенности представлений  о семье и эталоне будущего супруга в различные возрастные периоды (Захарова М.В., Дымновой Т., Трошиной Е.В, Шишкина О.В.). Выявлено, что в создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу (Дымновой Т., Трошиной Е.В,Шишкина О.В. и др.) 
 

Информация о работе Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии