Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.

Файлы: 1 файл

Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супргуи в отечественной и зарубежной психологии.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

      С.С.Фролов определяет социализацию как «процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности» [10; 118].

      Наиболее  подходящее, на мой взгляд, дано определение  Г.М.Андреевой: «Социализация – это  двусторонний процесс, включающий в  себя, с одной стороны, усвоение индивидом  социального опыта путем вхождения  в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс  активного воспроизводства системы  социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного  включения в социальную среду». [1; 159]

      Именно  на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы. Первая сторона процесса социализации –  усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.     

Социализация  объясняет возникновение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем, социализация, то есть становление человека в качестве «homo sapiens», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение, прежде всего, результат социализации. [7; 225]     

Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе  психологического знания. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества, юности и в зрелом возрасте. Так, в социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [1; 161].

  • дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: 1 – ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; 2 – стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе, частично в ВУЗе и техникуме.
  • трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
  • послетрудовая стадия социализации. С точки зрения той схемы, которая описывает процесс социализации в социальной психологии; пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.
 

     Социализация  представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие  основания для их разработки: сфера  социализации, сфера жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности-организованности процесса.     

Для раскрытии сущности процесса социализации избрана технология, предложенная С.А.Беличевой [(1; 36)], рассматривающей процесс социализации как две относительно самостоятельные стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона предполагает объяснение того, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. К основным образованиям относятся:

  • формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных отношений;
  • формирование системы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, системы его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений и т.д.;
  • формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности.
 

     При анализе функциональной стороны наибольший интерес привлекает разработка отечественного исследователя Е.Б.Весны, которая выделяет два подхода к пониманию механизмов социализации: со стороны общества в целом как системы (социологический подход) и со стороны личности (психологический подход). [(2; 181)] В рамках социологического подхода рассматриваются механизмы воздействия общества на личность. К социализирующим факторам воздействия исследователь относит: ролевые предписания, социальные ожидания – экспектации, обычаи, традиции; санкции поощрения и наказания, контроль; референтность, престиж, авторитет, популярность; внушение, воспитание. Психологический подход показывает как, каким образом личность осуществляет интериоризацию, какие внутренние процессы обеспечивают перевод социального в глубинные структуры личности. К механизмам психологической трактовки процесса социализации Е.Б.Весна относит: конформность (восприятие господствующих стереотипов на неосознанном уровне), психологическое заражение; подчинение – стремление к удовлетворению, избегание неприятностей; психологические защиты; суггестия, рефлексия (осознание, анализ, сознательное следование образцам).     

Таким образом, социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера  взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие  – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление  – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.        

Благодаря социализации индивид приобретает  разнообразные социальные характеристики, социальную природу, умения и навыки участия в социальной жизни. С  другой стороны, только взаимодействие социализированных индивидов создает  все многообразие социального, все  феномены общества. Не случайно первые попытки теоретического осмысления процесса социализации относятся к  периоду становления социологии как самостоятельной науки, предметом  которой является общество как целостная  система, социальный организм.     

Проблема  социализации рассматривается в разных теоретических парадигмах, представленных в социологической мысли XIX - начала XX в.в. структурным функционализмом, символическим интеракционизмом и поведенческим подходом. Анализ теорий социализации излагается со взглядов Эмиля Дюркгейма, Джорджа Герберта Мида, Зигмунда Фрейда, Франклина Генри Гиддингса, Габриэля Тарда.     

Первой  собственно социологической концепцией социализации можно считать позитивистскую концепцию Э. Дюркгейма. В основе его методологии можно выделить два принципиальных положения:   
1. Общество как особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями;

2. Несоциализированную,  импульсивную человеческую природу  нужно сдерживать и контролировать  силами общественной морали и  угрозой наказания.     

Концепция Э. Дюркгейма артикулирует социализирующую  роль общества, которое в процессе социализации включает все новые  и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни».     

Выделяя два типа обществ – «тип простого общества», основанного на кровном  родстве, и «вторичный социальный тип», основанный на разделении специализаций  и функций, – и два типа солидарности (механическую и органическую), соответствующие  им, Э. Дюркгейм выводит два типа социализированности. «В первом случае, индивид социализирован потому что, не имея собственной индивидуальности, он сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором  – потому что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества»

[4; 213].      

Каждое  общество, считал Э. Дюркгейм, имеет  некий идеал человека, который  не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом аспекте до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от мезо - и микрофакторов, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению  Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, – отмечал он, – может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны <...>, воспитание гарантирует постоянство <...> разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным» [4; 214].     

Среди социологических концепций социализации особое место занимает теория символического интеракционизма. Один из основателей этой теории Дж. Мид рассматривал интеграцию индивида в общество как процесс превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». Мид считал, что этот процесс происходит «внутри» индивида и по своей природе является социальным. Центральным понятием концепции Дж. Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия. Особую роль в действии индивидуального и общественного субъекта Дж. Мид отводит взаимодействию «Я» с «другими значимыми», в процессе которого конструируется социальность как индивида, так и общественных структур.       

 Блумер утверждает, Мид показал,  что «человеческая групповая  жизнь явилась сущностным условием  возникновения сознания, разума, мира объектов, человеческих существ как организмов, обладающих «Я», и человеческого поведения в форме конституированных актов» [15]. По Миду, социализация представлена в двух «субъективных значениях» - «Я» и «другого». Это означает, что в любом акте взаимодействия, человеку необходимо принимать решение, руководствуясь тем, что его действия будут зависеть от реакции других людей. Идентификация с «другими», восприятие себя в «другом» — это основа социальности, формирующейся в человеке. С точки зрения символического интеракционизма именно освоение ролевого поведения и социальных норм составляет содержание социализации.     

Проблема  социализации рассматривается также  представителями психоаналитического  подхода. Огромный вклад в теорию и исследования процесса социализации внес основоположник психоаналитической концепции 3. Фрейд. Теория развития личности  Фрейда, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Теория  личности Фрейда выделяет три части  в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх — Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется  напряжение и личность испытывает чувство  удовольствия. Эго («Я») — контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным  образом принципом реальности. Эго  регулирует выбор подходящего объекта. Суперэго («сверх —Я») —это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится  усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Информация о работе Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии