Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.

Файлы: 1 файл

Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супргуи в отечественной и зарубежной психологии.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

       Носительницей архетипа в первую очередь является конкретная мать, потому что ребенок  поначалу живет с ней в исключительной партиципации, т.е. в бессознательной  идентичности. Мать - это не только физическая, но также и психическая предпосылка  ребенка. Вместе с пробуждением Я-сознания партиципация постепенно развязывается, и сознание начинает вступать в противоречие с бессознательным, т.е. со своей  собственной предпосылкой. Из-за этого возникает отделение Я от матери, личное своеобразие которой становится постепенно все более отчетливым. Вместе с этим отпадают от ее образа все присочиненные и полные таинственности свойства, они смещаются на близлежащую виртуальность, к -примеру, на бабушку. Она - как мать матери - "больше" последней. Она, собственно, и есть "великая мать". Нередко она перенимает черты мудрости, так же как и черты колдовской ворожбы. Ибо чем дальше архетип удаляется от сознания, тем становится он прозрачней, и отчетливей он принимает этот самый мифологический облик. Переход от матери к бабушке означает повышение ранга для архетипа.

       В своих трудах Юнг с помощью  догматов религии попытался дать обзор тех психических явлений, которые приписываются господству образа матери.  Когда он предлагал  своим  пациентам, находящимся под  влиянием образа Матери, выразить в  слове или в образе, что они  замечают и выделяют в качестве "матери" - будь то положительное или отрицательное - то он получил  символические обличья, которые можно считать непосредственными аналогиями к мифологическому образу матери. В этом смысле, хотелось бы привлечь внимание к тому особому обстоятельству, что образ матери находится на совершенно другом уровне, когда тот, - кто его выражает, - является мужчиной, а не женщиной. Для женщины мать есть тип ее сознательной, сообразной с полом жизни. Для мужчины, однако, мать есть тип какого-то переживаемого, чуждого визави, наполненного образным миром латентного бессознательного. Уже по этой причине материнский комплекс мужчины принципиально отличается от такого же комплекса у женщины. Соответственно этому мать для мужчины, - с самого, так сказать, начала - нечто, имеющее явно выраженный символический характер, и поэтому затрагивает, конечно же, те тенденции, которые идеализируют мать. Идеализация есть скрытый амулет. Идеализируют там, где нужно изгнать страх. Угрожающим является бессознательное и его магическое влияние. В то время как у мужчины мать символизирует ipso facto, у женщины она, по-видимому, только в ходе психического развития становится символом.

       Архетип матери образует основу так называемого  комплекса матери. Остается открытым вопрос, может ли таковой осуществиться без матери, каузальное содействие которой может быть подтверждено фактами. Юнг утверждал, что сама мать всегда является активным зачинщиком этих нарушений, и в особенности инфантильных неврозов или тех, этиология которых простирается в раннее детство. В любом случае, однако, инстинктивная сфера ребенка нарушается, и констелляция архетипов оказываются таковой, что они выступают в качестве чуждого, а зачастую и устрашающего элемента в отношениях между матерью и ребенком. Ежели, к примеру, ребенок регулярно видит во сне свою сверхзаботливую мать в виде какого-то злого животного или как ведьму, то такое переживание образует раскол в детской душе и тем самым - возможность невроза.

       Действия  материнского комплекса различны в  зависимости от того, идет ли речь о  сыне или дочери. Типичными воздействиями  на сына являются гомосексуальность  и донжуанство, а при некоторых  обстоятельствах и импотенция (Здесь  определяющую роль играет отцовский  комплекс.). При гомосексуальности  гетеросексуальные компоненты застревают в бессознательной форме на матери, в случае донжуанства - мужчина бессознательно разыскивает мать "в каждой бабе". Воздействия материнского комплекса  на сына выражены в идеологии устроения  типа Кибелы-Аттиса: самокастрация, безумие  и ранняя кончина. У сына не бывает комплекса матери в чистом виде, так как всегда существует неравенство  полов. Это половое различие составляет основу того, почему в любом комплексе  матери у мужчины значительную роль, наряду с архетипом матери, играет также и архетип сексуального партнера, а именно Анимы. Мать - это  самое первое женское существо, с  которым сталкивается будущий мужчина - и она не может постоянно ему  не подыгрывать (так сказать, задавать масть мужественности своего сына) - громко или тихо, грубо или нежно, сознательно или бессознательно; так же впрочем как и сын - он все более и более подмечает  женственность матери и по крайней  мере бессознательно, или инстинктивно на нее отвечает. Таким образом  у сына простые отношения идентичности или выделяющего себя противостояния постоянно перекрещиваются с факторами эротического притяжения и отталкивания. В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, образ женщины вообще, в то время как анимус внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Для гармоничного развития личности мужчина должен выражать свои фемининные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и фемининные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

       Сам К.Г. Юнг в своей статье «Психологическое в браке» так описывал влияние родителей на выбор спутника жизни:

Молодой человек в брачном возрасте (к  сожалению, точно установить «брачный возраст мужчины» по Юнгу не удалось, но рискну предположить, что это  временной промежуток от 20 до 30 лет)еще  не до конца сознателен, а посему не может в полной мере понимать мотивы других людей,  как и свои собственные. И , в большинстве случаев, поступает под влиянием бессознательный  мотивов: «Чем больше  сфера бессознательности, тем меньше может идти речь о свободном  выборе супруга». Прежде всего, как считал Юнг, это мотивы, вызванные родительским влиянием:

 «В  этом смысле, для молодого человека определяющим  является отношение к матери, а для девушки - к  отцу. В первую очередь, это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя  или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность (которая сознательно в  виде любви  отнюдь  не выступает), напротив, усложняет такой выбор и вызывает своеобразные модификации. и при  каких обстоятельствах она принудительно модифицирует  или  даже препятствует сознательному выбору. Как правило, вся жизнь, которую могли бы прожить, но не прожили  родители (руководствуясь искусственными мотивами), передается детям по наследству в превращенной форме, т. е. последние бессознательно принуждаются  к такому течению жизни, которое должно компенсировать несбывшееся в жизни родителей. Поэтому у сверхнравственных родителей бывают так называемые безнравственные дети, у безответственных и опустившихся отцов -  охваченные болезненным честолюбием  сыновья и т. д. Самые скверные последствия имеет искусственная бессознательность родителей. Например, мать, которая искусственно ведет себя бессознательно так, чтобы не разрушить видимость хорошего брака, бессознательно приковывает к  себе сына - в известной мере в качестве замены мужу. Тем самым она подталкивает сына если не всегда прямиком к гомосексуальности, то к другим модификациям выбора, которые, собственно, ему несвойственны. Он, например, возьмет в жены девушку, которая явно уступает его (сына) матери и таким образом не может с ней конкурировать, или подпадает под влияние какой-либо женщины  с тираническим и высокомерным характером, которая в какой-то степени станет отрывать его от матери.

  Э. Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий роста. Определяющим фактором развития индивида, наряду с его психосоматическими задатками, выступает общение со «значимыми другими», круг которых, расширяясь по мере взросления ребенка, направляет формирование его личности в социально заданное русло.

Если роль матери в семье положительна, выбор подобной ей партнерши создает предпосылки к супружеской гармонии. Если же отрицательная, то партнерша с подобными характеристиками становится источником негативных реакций. В этом случае, став взрослым, юноша либо ищет себе партнершу с другими характеристиками, либо бессознательно связывает свою жизнь с женщиной, похожей на мать, основная причина подобного явления в том, что, имея модель отношений с женщиной одного типа, молодому человеку трудно приспособиться к отношениям с женщиной незнакомого типа поведения. Поэтому. Желая оградить себя от возможных сложностей, он бессознательно вбирает себе в спутницы, так называемый тип «собственной матери» [17].

       Американский  социолог Т. Парсонс связывает инструментальное лидерство в семье с ролью  мужа/отца, эмоциональное - с ролью  жены/матери. Функциональная задача "поддержания эмоционального баланса между всеми членами семьи, необходимого для нормальной социализации детей", требует прочного союза между родителями, закрепленного супружеством.

       Философский аспект различия отцовской и материнской  любви проанализирован Э. Фроммом  в известной работе "Искусство  любить". Обе родительские позиции  соответствуют потребностям ребёнка  в зависимости от той возрастной ступени развития, на которой он находится. Функция матери - обеспечить безопасность, а функция отца - учить и направлять в решении задач.

     Чтобы доказать существование родительского  влияния на выбор супруга, Комминс  исследует поведение старшего в  семье сына при заключении собственного брака. Он предположил, что старшие  сыновья матерей, родивших их в относительно раннем возрасте, будут иметь тенденцию  к заключению брака в раннем возрасте с девушкой моложе по возрасту.[18, С. 488].

       Лидз  считал, что степень родительского  влияния на супружеский выбор  у ребенка, четко прослеживается через наблюдение дополнительных ролей  между родителями или между ребенком и родителями в период детства.[19, С. 181]. Так, если мать в семье является авторитетом для ребенка, то соответственно и влияние ее на ребенка будет  сильнее, чем влияние отца. 
        Несмотря на то, что никто не будет отрицать негативного или позитивного влияния своих родителей на выбор супруга, суть теории родительского влияния остается неясной. Одни представители данной теории делают акцент на роли родителей в раннем детстве, например Лидз. Другие говорят об идентификации детей с родителями, например Вон Дер Липпе:

Образцы подобия между описаниями партнеров и родителей были проанализированы, чтобы определить отличительную важность обоих родителей для выбора партнера в выборке 76 женатых пар студентов и работников медицинское сферы. Жены были сгруппированы согласно высокому подобию родительского супруга, низкому подобию родительского супруга, низкого подобия матери, но высокого подобию отца-супруга и высокого подобия матери, низкому подобию отца-супруга, используя описания Q-вида супруга и родителей. Q-виды сам, самоидеал, супруг и родители и множество инвентаря были проанализированы для подгрупп. Ожидалось, что влияние родителей на выборе супруга будет установлено через самоидеал. Выбор мужей, напоминающих отцов, как ожидали, был выгоден для женщин только в контексте хороших отношений матери, иначе это будет служить защитным механизмом. Результаты поддержали эти ожидания. Симметрия относительно способности к эмоциональной близости или эмоциональному контакту интерпретировалась как основа выбора партнера, напоминающего обоих родителей или никакого родителя, в то время как взаимозависимость относительно господства и подчинения интерпретировалась как основа выбора партнера, исключительно напоминающего одного родителя. [20 С. 379].

       А. А. Брудный пишет о влиянии  родителей  так: “В процессе общения  человек осознает свою индивидуальность, личность обретает самое себя. Конечно, человек сначала смотрится, как  в зеркало, в другого человека, но он и сам становится зеркалом для других людей. Они отражаются в его сознании, населяют его, субъективно  реальные даже в случае своего физического  отсутствия. Родные (и прежде всего  родители) и близкие люди, с которыми человека связывает общая судьба, прочно входят в его внутренний мир.” (А.А.Брудный, 1998).

       Мать  и отец во многом определяют семейные и полоролевые установки будущих  жен и мужей, матерей и отцов. Традиционно в условиях российского  семейного воспитания подчеркивалась роль отца в становлении личности сына – будущего мужчины, и матери – в становлении личности дочери – будущей женщины. От родителей  общество требовало соответственно их полу передавать своим детям лучшие черты мужественности (для мальчиков) или женственности (для девочек). Однако практически незамеченным долгие годы оставалось влияние родителей противоположного пола на становление глубинных сторон психики человека.

       Различие  отцовства и материнства зависит  от множества социокультурных условий  и существенно варьируется от культуры к культуре. Исторические и социокультурные вариации связывают, прежде всего, с ломкой традиционной системы половой стратификации. В настоящее время заметно  ослабление поляризации мужских  и женских, отцовских и материнских  ролей и образов, которое  отражается  на материнской и отцовской родительских позициях,  и, как следствие, на воспитании детей.

Информация о работе Освещение проблемы влияния матери на выбор сыном супруги в отечественной и зарубежной психологии