Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.
Носительницей
архетипа в первую очередь является
конкретная мать, потому что ребенок
поначалу живет с ней в исключительной
партиципации, т.е. в бессознательной
идентичности. Мать - это не только физическая,
но также и психическая
В
своих трудах Юнг с помощью
догматов религии попытался дать
обзор тех психических явлений,
которые приписываются
Архетип матери образует основу так называемого комплекса матери. Остается открытым вопрос, может ли таковой осуществиться без матери, каузальное содействие которой может быть подтверждено фактами. Юнг утверждал, что сама мать всегда является активным зачинщиком этих нарушений, и в особенности инфантильных неврозов или тех, этиология которых простирается в раннее детство. В любом случае, однако, инстинктивная сфера ребенка нарушается, и констелляция архетипов оказываются таковой, что они выступают в качестве чуждого, а зачастую и устрашающего элемента в отношениях между матерью и ребенком. Ежели, к примеру, ребенок регулярно видит во сне свою сверхзаботливую мать в виде какого-то злого животного или как ведьму, то такое переживание образует раскол в детской душе и тем самым - возможность невроза.
Действия
материнского комплекса различны в
зависимости от того, идет ли речь о
сыне или дочери. Типичными воздействиями
на сына являются гомосексуальность
и донжуанство, а при некоторых
обстоятельствах и импотенция (Здесь
определяющую роль играет отцовский
комплекс.). При гомосексуальности
гетеросексуальные компоненты застревают
в бессознательной форме на матери,
в случае донжуанства - мужчина бессознательно
разыскивает мать "в каждой бабе".
Воздействия материнского комплекса
на сына выражены в идеологии устроения
типа Кибелы-Аттиса: самокастрация, безумие
и ранняя кончина. У сына не бывает
комплекса матери в чистом виде,
так как всегда существует неравенство
полов. Это половое различие составляет
основу того, почему в любом комплексе
матери у мужчины значительную роль,
наряду с архетипом матери, играет
также и архетип сексуального
партнера, а именно Анимы. Мать - это
самое первое женское существо, с
которым сталкивается будущий мужчина
- и она не может постоянно ему
не подыгрывать (так сказать, задавать
масть мужественности своего сына)
- громко или тихо, грубо или нежно,
сознательно или
Сам К.Г. Юнг в своей статье «Психологическое в браке» так описывал влияние родителей на выбор спутника жизни:
Молодой человек в брачном возрасте (к сожалению, точно установить «брачный возраст мужчины» по Юнгу не удалось, но рискну предположить, что это временной промежуток от 20 до 30 лет)еще не до конца сознателен, а посему не может в полной мере понимать мотивы других людей, как и свои собственные. И , в большинстве случаев, поступает под влиянием бессознательный мотивов: «Чем больше сфера бессознательности, тем меньше может идти речь о свободном выборе супруга». Прежде всего, как считал Юнг, это мотивы, вызванные родительским влиянием:
«В этом смысле, для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь, это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность (которая сознательно в виде любви отнюдь не выступает), напротив, усложняет такой выбор и вызывает своеобразные модификации. и при каких обстоятельствах она принудительно модифицирует или даже препятствует сознательному выбору. Как правило, вся жизнь, которую могли бы прожить, но не прожили родители (руководствуясь искусственными мотивами), передается детям по наследству в превращенной форме, т. е. последние бессознательно принуждаются к такому течению жизни, которое должно компенсировать несбывшееся в жизни родителей. Поэтому у сверхнравственных родителей бывают так называемые безнравственные дети, у безответственных и опустившихся отцов - охваченные болезненным честолюбием сыновья и т. д. Самые скверные последствия имеет искусственная бессознательность родителей. Например, мать, которая искусственно ведет себя бессознательно так, чтобы не разрушить видимость хорошего брака, бессознательно приковывает к себе сына - в известной мере в качестве замены мужу. Тем самым она подталкивает сына если не всегда прямиком к гомосексуальности, то к другим модификациям выбора, которые, собственно, ему несвойственны. Он, например, возьмет в жены девушку, которая явно уступает его (сына) матери и таким образом не может с ней конкурировать, или подпадает под влияние какой-либо женщины с тираническим и высокомерным характером, которая в какой-то степени станет отрывать его от матери.
Э. Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий роста. Определяющим фактором развития индивида, наряду с его психосоматическими задатками, выступает общение со «значимыми другими», круг которых, расширяясь по мере взросления ребенка, направляет формирование его личности в социально заданное русло.
Если роль матери в семье положительна, выбор подобной ей партнерши создает предпосылки к супружеской гармонии. Если же отрицательная, то партнерша с подобными характеристиками становится источником негативных реакций. В этом случае, став взрослым, юноша либо ищет себе партнершу с другими характеристиками, либо бессознательно связывает свою жизнь с женщиной, похожей на мать, основная причина подобного явления в том, что, имея модель отношений с женщиной одного типа, молодому человеку трудно приспособиться к отношениям с женщиной незнакомого типа поведения. Поэтому. Желая оградить себя от возможных сложностей, он бессознательно вбирает себе в спутницы, так называемый тип «собственной матери» [17].
Американский
социолог Т. Парсонс связывает
Философский аспект различия отцовской и материнской любви проанализирован Э. Фроммом в известной работе "Искусство любить". Обе родительские позиции соответствуют потребностям ребёнка в зависимости от той возрастной ступени развития, на которой он находится. Функция матери - обеспечить безопасность, а функция отца - учить и направлять в решении задач.
Чтобы доказать существование родительского влияния на выбор супруга, Комминс исследует поведение старшего в семье сына при заключении собственного брака. Он предположил, что старшие сыновья матерей, родивших их в относительно раннем возрасте, будут иметь тенденцию к заключению брака в раннем возрасте с девушкой моложе по возрасту.[18, С. 488].
Лидз
считал, что степень родительского
влияния на супружеский выбор
у ребенка, четко прослеживается
через наблюдение дополнительных ролей
между родителями или между ребенком
и родителями в период детства.[19,
С. 181]. Так, если мать в семье является
авторитетом для ребенка, то соответственно
и влияние ее на ребенка будет
сильнее, чем влияние отца.
Несмотря на то, что никто не будет отрицать
негативного или позитивного влияния
своих родителей на выбор супруга, суть
теории родительского влияния остается
неясной. Одни представители данной теории
делают акцент на роли родителей в раннем
детстве, например Лидз. Другие говорят
об идентификации детей с родителями,
например Вон Дер Липпе:
Образцы подобия между описаниями партнеров и родителей были проанализированы, чтобы определить отличительную важность обоих родителей для выбора партнера в выборке 76 женатых пар студентов и работников медицинское сферы. Жены были сгруппированы согласно высокому подобию родительского супруга, низкому подобию родительского супруга, низкого подобия матери, но высокого подобию отца-супруга и высокого подобия матери, низкому подобию отца-супруга, используя описания Q-вида супруга и родителей. Q-виды сам, самоидеал, супруг и родители и множество инвентаря были проанализированы для подгрупп. Ожидалось, что влияние родителей на выборе супруга будет установлено через самоидеал. Выбор мужей, напоминающих отцов, как ожидали, был выгоден для женщин только в контексте хороших отношений матери, иначе это будет служить защитным механизмом. Результаты поддержали эти ожидания. Симметрия относительно способности к эмоциональной близости или эмоциональному контакту интерпретировалась как основа выбора партнера, напоминающего обоих родителей или никакого родителя, в то время как взаимозависимость относительно господства и подчинения интерпретировалась как основа выбора партнера, исключительно напоминающего одного родителя. [20 С. 379].
А. А. Брудный пишет о влиянии родителей так: “В процессе общения человек осознает свою индивидуальность, личность обретает самое себя. Конечно, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека, но он и сам становится зеркалом для других людей. Они отражаются в его сознании, населяют его, субъективно реальные даже в случае своего физического отсутствия. Родные (и прежде всего родители) и близкие люди, с которыми человека связывает общая судьба, прочно входят в его внутренний мир.” (А.А.Брудный, 1998).
Мать
и отец во многом определяют семейные
и полоролевые установки
Различие
отцовства и материнства