Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Семья является одним из наиболее важных институтов социализации. В семье происходит первоначальное становление личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.
В классификации семей по структурным признакам выделяются следующие типы: семьи детные (малодетные, многодетные) и бездетные; нуклеарные (простые) и многопоколенные (сложные или расширенные), полные и неполные. Выделение демографического типа семьи по ее полноте предполагает наличие или отсутствие брачной пары (муж и жена), которые несут взаимную ответственность за содержание и воспитание детей.
Если в полной семье эта супружеская пара присутствует и выступает в роли матери и отца по отношению к своим детям, то в неполной семье проживает лишь один из родителей (чаще всего мать) с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста, несущий за детей основную ответственность.
Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей: отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок иногда лишен возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Ребенок, который вырос в неполной семье, часто повторяет негативный родительский опыт в собственной семье.
Среди исследователей семейных отношений распространено положение о более низком воспитательном потенциале семей с одним родителем по сравнению с обычными, в результате чего они чаще, чем полные, не обеспечивают детям нормальной адаптации. Аргументируя подобную точку зрения, и теоретики, и практики приводят данные о проблемах поведения у детей из неполных семей; о более низкой успеваемости и слабо развитом стремлении к достижениям; о повышенном детском аморализме и преступности в неполных семьях; о более высоком уровне конфликтности отношений между матерью и детьми.
По мнению специалистов, структура семьи является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие в семье обоих родителей создает возможность для ребенка наблюдать модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к ребенку. То есть, неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, с отсутствием образца супружеских отношений. Данная группа включает в себя: семьи, потерявшие кормильца, одиноких матерей, разведенных, находящихся под следствием и осужденных родителей, а также семьи прародителей с внуками. В каждом типе семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания.
Существует мнение, что издержки воспитания в неполной семье связаны с ограниченными материальными ресурсами. Исследование Закирова В.М «Как подростки из полных и неполных семей ощущают свою жизнь в семье» показало, что подростки из неполных семей остро ощущают отсутствие одного из родителей (отца) в семье, но в меньшей степени, чем подростки из полных семей, желают жить в другой стране. При этом дети из неполных семей чаще торопятся домой, и их наказывают значительно реже. Дети в этих семьях реже употребляют алкогольные напитки, имеют гораздо меньший сексуальный опыт, но чаще курят. Среди них никто не отметил опыт потребления наркотиков, а среди близкого окружения нет наркоманов. При этом необходимо отметить, что те дети, которые недоедают или не всегда сыты – эти дети из неполных семей. [17]
Следует
отметить, что действительно неполная
семья характеризуется более
низким экономическим статусом. Этот
тип семьи в большей своей
части относится к
В научном сообществе существуют определенные разногласия в оценке результатов социализации детей в неполной семье. Одни специалисты говорят о негативных последствиях и отмечают наличие проблем со здоровьем, проблем психологического плана, низкую успеваемость и склонность к асоциальным поступкам. Другие считают, что дети из неполных семей ничем не отличаются от своих сверстников из полных семей. Однако большинство ученых сходится во мнении о наличии пониженного воспитательного потенциала в семьях такого типа.
В результате
низкого экономического статуса неполных
семей обнаружены следующие отрицательные
Таким образом, среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.
В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неполной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема неполной семьи как объекта социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии и психологии.
Этот вопрос изучается как зарубежными, так и отечественными специалистами, которые предлагают свои варианты решения проблем семейного воспитания и определения путей социально - педагогической помощи ребенку и родителю в неполной семье. У истоков отечественных научных исследований педагогических проблем семейного воспитания стояли И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф.Лесгафт. Психологические проблемы личностных особенностей детей из неполных семей исследовали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Различные социальные и психологические аспекты проблем неполных семей как института воспитания и социализации детей изучали в своих работах С.И. Голод, И.Е. Калабихина, И.М. Марковская, М.С. Мацковский, А.Г. В.С. Торохтий, В.С. Харчев и другие.
1.3.
Роль матери в
социализации ребенка
Влияние матери задолго до рождения ребенка
на его дальнейшее развитие известно с
древнейших времен у разных народов. Важны
взаимоотношения в семье в это время, отношение
к зачатию (зародившейся жизни), к отцу
ребенка, к самой беременности. Имеет значение
настрой матери в период вынашивания —
относится ли она к беременности как к
болезни или как к нормальному состоянию,
ведет ли замкнутый или активный образ
жизни, думает о ребенке с любовью или
пытается игнорировать беременность.
Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии (Захаров А. И., с. 176).
Достаточно хорошо исследован период младенчества. Наибольшее внимание исследователи уделяют оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влияния на младенца, синхронности отношений младенца со взрослыми, а также сравнению исключительной привязанности со множественными привязанностями.
В Соединенных
Штатах и многих странах Западной
Европы специалисты в области
детского развития считают, что первичные
отношений с одним человеком
— обычно с матерью — являются
идеальными для полноценного развития
младенца. Такие отношения отличаются
чуткостью, играми и интерактивным
диалогом. Но во многих странах мира
они вовсе не считаются нормой.
В некоторых обществах младенцы
могут находиться в тесном физическом
контакте с заботящимся о них
человеком, например, их носят за спиной
или они спят вместе с родителями
или другим взрослым, но лицом к
лицу с ним младенцы оказываются
редко. Кроме того, ранние отношения
младенца с одним человеком могут
заменяться множеством других отношений.
О младенце заботятся бабушки, тети,
отцы, братья и сестры, соседи. Насколько
непротиворечивы эти отношения,
настолько здоровыми и
Начиная с середины 1960-х годов психологи, описывая первые отношения младенца с заботящимися о нем людьми, пользуются термином «привязанность», подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями (там же, с. 300-301).
Чтобы
оценить степень привязанности
ребенка к тому, кто о нем
заботится, чаще всего используется
тест «Незнакомая ситуация», разработанный
Мэри Эйнсворт (Ainsworth M., 1973). Тест Эйнсворт
напоминает собой мини-спектакль, цель
которого — дать оценку качеству привязанности
мать—ребенок. Используется незнакомая
игровая комната со множеством игрушек,
действующими лицами являются мать, ее
годовалый ребенок и
У большинства со стойкой привязанностью к матери были с ней теплые и нежные взаимоотношения в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие исследования показали, что такие дети более любознательны, социальны, независимы и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет (Mattas, Arend, Srouf, 1978, Srouf, Fox, Paneake, 1983; Waters, Wippman, Srouf, 1979).
Эйнсворт обнаружила, что около 32% детей отличались ненадежной привязанностью и что эта ослабленная привязанность принимала две формы: избегания матери по ее возвращении и амбивалентность поведения младенца. Такие ненадежно привязанные дети со временем были склонны становиться зависимыми от различных авторитетных фигур.
Наблюдения над тремя группами детей (со стойкой привязанностью, избегающих и амбивалентных) Сроуфа и его коллег показало значительные различия в их поведении, познавательном развитии и общении со сверстниками. Так, дети со стойкой привязанностью уже в 18 месяцев проявляли больше энтузиазма, упорства и готовности к совместной деятельности, в 2 года — более умелого обращения с игрушками и общения со сверстниками, больше фантазии в символических играх. Различия сохранялись и в пятилетнем возрасте (Arend, Gore, Srouf, 1979). Позже, в начальной школе, дети, которые были отнесены к группе со стойкой привязанностью в первой половине 2-го года жизни, демонстрировали больше настойчивости в учебе, проявляли большее стремление к овладению новыми навыками и более эффективно общались со взрослыми и сверстниками (Breterton, Waters, 1985).
Многочисленные
исследования связывают успешное психосоциальное
развитие ребенка с отзывчивостью
его матери. Эйнсворт во время исследования
детей в Уганде выяснила, что у
малышей, обнаруживающих в своем
поведении сильнейшую привязанность,
были очень чуткие матери, быстро реагирующие
на запросы ребенка (Ainswort M., 1967). Матери
годовалых детей со стойкой привязанностью
более чутко реагировали на их
крики, были более ласковыми и
нежными, менее скованными при тесных
физических контактах и лучше (чем
матери младенцев с ослабленной
привязанностью) синхронизировали график
кормления и игры с собственным
ритмом жизни малыша (Ainswort et al., 1978). Другие
исследователи также