Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения взрослых ролей.
Эти три компонента влияют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.
Фрейд
пришел к заключению, что в
основном нашим поведением
Таким образом, отражены две научные точки зрения социализации детей: объективное и субъективное направление.
Объективный подход рассматривает социализацию как приспособление личности, адаптацию к среде. В ряде случаев исследователи определяют данное направление как адаптивное, которое объясняет социальное формирование личности с позиции приспособления к господствующим в обществе культурным нормам. Так, французский социолог Э. Дюркгейм определяет значение индивидуальной реальности как вторичной. Социальное безраздельно господствует над индивидуальным: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным. По мнению Э. Дюркгейма, именно общество, нуждающееся в воспроизводстве, определяет потребность в тех или иных личностных качествах своих членов: общество «конструирует этот тип и конструирует его сообразно своим потребностям». Общество задает идеал, портрет, социальный заказ и отражает особенности социальной организации. Человек - «индивидуальное существо», эгоистичное и асоциальное по рождению, должно стать «социальным существом», способным вести социальную и нравственную жизнь. В этом Э. Дюркгейм видит смысл воспитания.
Второй подход – субъективный – делает акцент на развитие (саморазвитие) и реализацию потенциальных возможностей индивида. Так, символический интеракционизм, объясняя процесс социализации, исходит из следующего принципа: «люди обладают способностью мыслить», и «эта способность должна формироваться и совершенствоваться в процессе социального взаимодействия». Отличительная особенность данного подхода заключается в представлении социализации как динамического процесса, который позволяет людям развивать способность мыслить и развивать ее желательным для человека образом (а не усваивать принципы, необходимые для выживания в обществе).
Представители психоанализа рассматривают включение человека в общество с позиции противоречий и конфликтов. У З. Фрейда конфликт между «Оно» (сфера бессознательного) и «Сверх-Я» (социальный регулятор поведения) в рамках теории социализации рассматривается как процесс приобретения контроля над импульсами с целью адаптации к окружающей среде.
Социализация с точки зрения общества предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
На дотрудовой стадии выделяют следующие институты и агенты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения. Семья традиционно рассматривалась в системе психоаналитических теорий как единственный институт социализации. Дошкольные детские учреждения, как указывает Г. М. Андреева, до последнего времени не «получили прав гражданства в социальной психологии» [1;162]. Объяснением этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность, и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, выпадает из ее анализа.
Институтами социализации на трудовой стадии являются трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы – спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь.
Семью не принято рассматривать как институт социализации на трудовой стадии, однако на основании ряда психологических работ можно утверждать, что семья продолжает оставаться институтом социализации личности: во-первых, в качестве родительской семьи, так как по ее модели люди выстраивают собственную семью (Кратохвил С., Ричардсон Р., Дымнова Т. И., Захаров А. И.), а также в смысле ее влияния на особенности творческого становления, направленности интересов и активности личности и ее жизненного пути; во-вторых, институтом социализации личности в зрелом возрасте является и собственная семья, которую создает человек на дотрудовой стадии (вуз) или в период трудовой стадии социализации. Несомненно, что семья (супруги, дети, другие родственники) оказывает влияние на формирование личности: становление характера, изменения ценностей, ведущих приоритетов (Алешина Ю. Е.), зрелости личности (Громыко М. М.).
Вопрос об институтах социализации на послетрудовой стадии, по замечанию Г. М. Андреевой, является таким же спорным, как и сама эта стадия. Предположительно автор называет общественные организации, в которых участвуют пенсионеры, но замечает, что вопрос об институтах еще предстоит исследовать.
Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.
Первичная
социализация наиболее интенсивно происходит
в первой половине жизни, хотя по убывающей
она сохраняется и во второй. Напротив,
вторичная социализация охватывает
вторую половину жизни человека, когда,
повзрослевший, он сталкивается с формальными
организациями и учреждениями, называемыми
институтами вторичной
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Итак, на протяжении процесса социализации человек сталкивается с различными институтами и агентами социализации.
Таким образом, агенты социализации делятся на первичных и вторичных.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.
Институты социализации, выполняющие роль трансляторов социального опыта, на разных этапах исторического развития имеют неодинаковое значение и нагрузку. Семья как институт социализации детей претерпевает изменения. Вместе с тем, семья остается важнейшим институтом социализации детей в силу ее значимости для ребенка: первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым. [11; 75]
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. Выделяют несколько функций семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Наиболее подробно рассмотрим воспитательную функцию семьи или по другому ее называют функцией социализации.
Выполнение семьей функции социализации детей зависит от множества факторов различного уровня: от макросоциальных до микросоциальных. В Государственном докладе «О положении семьи в Российской Федерации» к факторам, влияющим на эффективность реализации воспитательной функции семьи, отнесены: факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи; материальные условия жизнедеятельности; личностные характеристики родителей; психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения. [16]
В зарубежной
литературе при рассмотрении семьи как института
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Таким образом, выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.