Особенности семейно-родительских отношений у женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Семья является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, обеспечивающую приспособление человека к жизни. Семья, являясь одной из важнейших сфер социальной адаптации человека, напрямую влияет на становление личности, определяет его самосознание, влияет на его социальную ориентацию, в ней закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Именно отклонения в поведении в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Особенности семейно-родительских отношений осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
1.1. Понятие семейно-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….....................................5
1.2. Особенности осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно………………………………………………………………………13
1.3. ………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 66.09 Кб (Скачать)

1.Методику Family Environmental Scale (FES), предложенная R, H. Moos в 1974 г. Основное внимание тут уделяется измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой).

ИНСТРУКЦИЯ

В этом опроснике 90 утверждений. Вам предстоит решить, какие из этих утверждений верны в отношении вашей семьи, какие неверны. Делайте все пометки в бланке для ответов (табл.). Если вы находите, что утверждение верно или в основном верно в отношении вашей семьи, поставьте знак «х» в клеточке, обозначенной буквой «В» (верно). Если вы считаете, что утверждение неверно или в основном неверно, поставьте знак «х» в клеточке, обозначенной буквой «Н» (неверно).

Вам может показаться, что некоторые утверждения являются верными в отношении одних членов семьи и неверными в отношении других. Если члены семьи разделяются по данному утверждению на две равные половины, решите для себя, верно или неверно утверждение описывает семью в целом.

ОПРОСНИК

1. Члены нашей семьи  оказывают реальную помощь и  поддержку друг другу.

2. Члены нашей семьи  часто скрывают свои чувства.

3. В нашей семье мы  часто ссоримся.

4. В нашей семье мы  не очень часто делаем что-либо  самостоятельно (отдельно от других  членов).

5. Мы считаем это важным  — быть лучшим в любом деле, которое делаешь.

6. Мы часто говорим  о политических и социальных  проблемах.

7. Мы проводим большую  часть выходных дней и вечеров  дома.

8. Члены нашей семьи  довольно часто смотрят передачи  на морально-нравственные темы.

9. Вся деятельность нашей  семьи довольно тщательно планируется.

10. В нашей семье редко  кто-то командует.

11. Мы часто дома «убиваем»  время.

12. В своем доме мы  говорим все, что хотим.

13. Члены нашей семьи  редко открыто сердятся.

14. В нашей семье очень  поощряется независимость.

15. Жизненный успех (продвижение  в жизни) очень важен в нашей  семье.

16. Мы редко ходим на  лекции, спектакли и концерты.

17. Друзья часто приходят  к нам в гости.

18. Мы считаем, что семья  не несет ответственности за  своих членов.

19. Мы, как правило, очень  опрятны и организованны.

20. Число правил, которым  мы следуем в нашей семье, невелико.

21. Мы вкладываем много  энергии в домашние дела.

22. Трудно «разрядиться»  дома, не расстроив кого-нибудь.

23. Члены нашей семьи  могут настолько- разозлиться, что швыряют вещи.

24. В нашей семье мы  обдумываем свои дела в одиночку.

25. Для нас не очень  важно, сколько зарабатывает человек.

26. В нашей семье считается  очень важным узнавать о новых  вещах, событиях, фактах.

27. Никто в нашей семье  не занимается активно спортом, бегом трусцой, игрой в бадминтон  и т. д.

28. Мы часто говорим  на нравственные темы.

29. В нашем доме часто  трудно бывает найти вещь, которая  требуется, в данный момент.

30. У нас есть один  член семьи, который принимает  большинство решений.

31. В нашей семье существует  чувство единства.

32. Мы рассказываем друг  другу о своих личных проблемах.

33. Члены нашей семьи  редко выходят из себя.

34. В нашей семье мы  уходим и приходим, когда захотим.

35. В любом деле мы  верим в соревнование, наш девиз  «Пусть победит сильнейший».

36. Мы не очень интересуемся  культурной жизнью.

37. Мы часто ходим в  кино, театр, туристические походы, на спортивные мероприятия и  т. д.

38. Высокая нравственность  не является уделом нашей семьи.

39. Быть пунктуальным в  нашей семье очень важно.

40. В нашем доме все  делается по раз и навсегда  заведенному порядку.

41. Мы редко вызываемся  добровольно, когда что-то нужно  сделать дома.

42. Если нам хочется  что-то сделать экспромтом, мы  часто тут же собираемся и  делаем это.

43. Члены нашей семьи  часто критикуют друг друга.

44. В нашей семье очень  мало тайн.

45. Мы всегда стремимся  делать дело так, чтобы в следующий  раз получилось намного лучше.

46. У нас редко бывают  интеллектуальные дискуссии.

47. Все в нашей семье  имеют одно или несколько хобби.

48. У членов семьи строгие  понятия о том, что правильно  и что неправильно.

49. В нашей семье все  часто меняют мнение о домашних  делах.

50. В нашей семье придается  большое значение соблюдению  правил.

51. Мы стараемся делать  все во имя сплоченности нашей  семьи.

52. Если у нас в семье  начнешь жаловаться, кто-то обычно  расстроится.

53. Члены нашей семьи  иногда могут ударить друг  друга.

54. Члены нашей семьи  обычно полагаются сами на  себя, если возникает какая-то  проблема.

55. Членов нашей семьи  мало волнует продвижение по  работе, школьные отметки и т. д.

56. Кто-то в нашей семье  играет на музыкальном инструменте.

57. Члены нашей семьи  принимают мало участия в развлекательных  мероприятиях.

58. Мы убеждены, что существуют  некоторые вещи, которые надо  принимать на веру.

59. Члены нашей семьи  содержат свои комнаты в порядке.

60. В семейных решениях  все имеют равное право голоса.

61. В нашей семье очень  слабо развит дух коллективизма.

62. В нашей семье открыто  обсуждаются денежные дела и  оплата счетов.

63. Если в нашей семье  возникают разногласия, мы изо  всех сил стараемся «сгладить  углы» и сохранить мир.

64. Члены нашей семьи  усиленно поощряют друг друга  отстаивать свои права.

65. В нашей семье мы  не очень стремимся к успеху.

66. Члены семьи часто  ходят в библиотеку.

67. Члены семьи иногда  посещают курсы или берут уроки  по своим интересам и увлечениям (помимо школы).

68. В нашей семье у  каждого свои понятия о том, что правильно и что неправильно.

69. Обязанности каждого  в нашей семье четко определены.

70. В нашей семье мы  можем делать, что хотим.

71. Мы редко по-настоящему  ладим друг с другом.

72. В нашей семье мы  обычно следим затем, что говорим  друг другу.

73. Члены семьи часто  пытаются быть в чем-то выше  или превзойти один другого.

74. В нашем доме трудно  побыть одному, чтобы это кого-нибудь  не обидело.

75. «Делу — время, потехе  — час» — таково правило  нашей семьи.

76. Смотреть телевизор  в нашей семье важнее, чем читать.

77. Члены семьи часто  выходят в свет.

78. Наша семья придерживается  строгих моральных правил.

79. В нашей семье с  деньгами обращаются не очень  бережно.

80. В нашей семье царит  правило: «Всяк сверчок знай свой шесток!»

81. В нашей семье всем  уделяется достаточно много времени  и внимания.

82. В нашей семье часто  возникают спонтанные дискуссии (экспромты).

83. В нашей семье мы  считаем, что повышением голоса  ничего не добьешься.

84. В нашей семье не  поощряется, чтобы каждый высказывался  сам за себя.

85. Членов нашей семьи  часто сравнивают с другими  людьми в отношении того, как  они успевают на работе или  в школе.

86. В нашей семье по-настоящему  любят музыку, живопись, литературу.

87. Главная форма развлечения  у нас — смотреть телевизор  или слушать радио.

88. Члены нашей семьи  верят в торжество справедливости.

89. В нашей семье посуда  моется сразу после еды.

90. В нашей семье немногое проходит безнаказанно.

Интерпретация и обработка данных

ШСО включает десять шкал, каждая из которых представ-ленадевятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. Краткое описание шкал.

А. Показатели отношений между членами семьи

1. Сплоченность (С). В какой  степени члены семьи заботятся  друг о друге, помогают друг  другу; выраженность чувства принадлежности  к семье.

2. Экспрессивность (Э). В какой  степени в семье разрешается  открыто действовать и выражать  свои чувства.

3. Конфликт (К-т). В какой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.

Б. Показатели личностного роста

4. Независимость (Н). В какой  степени члены семьи поощряются  к самоутверждению, независимости  к самостоятельности в обдумывании  проблем и принятии решений.

5. Ориентация на достижения (ОД). В какой степени разным  видам деятельности (учебе, работе  и пр.) в семье придают характер  достижения и соревнования.

6. Интеллектуально-культурная  ориентация (ИКО). Степень активности  членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах  деятельности.

7. Ориентация на активный  отдых (ОАО). Насколько семье свойственны активный отдых и спорт.

8. Морально-нравственные  аспекты (МНА). Степень семейного  уважения к этическим и нравственным  ценностям и положениям.

8. Показатели управления  семейной системой

9. Организация (О). Насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей).

10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

При обработке данных исследования для каждой шкалы высчитывается показатель, который получают путем сложения учитываемых ответов по всем пунктам соответствующей шкалы. Затем высчитываются средние показатели для всех членов семьи и вычерчивается семейный профиль, который сравнивается со средними значениями нормативного профиля (табл.). Также может быть определен показатель несовместимости семьи (ПНС), характеризующий выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.

2.Рисунок семьи

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

Порядок заполнения свободного пространства.

Порядок появления персонажей рисунка.

Время начала и окончания работы.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

 

Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

Кто в семье самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Информация о работе Особенности семейно-родительских отношений у женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно