Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:59, контрольная работа
В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. Стремительное развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право. В результате правовой регламентации финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и, таким образом, финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми. Финансовые отношения обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В финансовой сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок установления и взимания налогов, определяет способы использования валютных ценностей и т. д.
Задание 1………………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………..10
Задача…………………………………………………………………………17
Список используемых источников………………………………………….20
Содержание
Задание 1………………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………..
Задача………………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………….20
Задание 1. Дать определение, особенности и виды финансовых правоотношений
В сфере финансовой деятельности государства
и местного самоуправления складываются
различные и многообразные
В процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются и такие отношения, которые не требуют правового регулирования (например, аналитический учет, подготовительные расчеты проектов бюджетов и т. п.). Однако названная категория финансовых отношений не определяет сущности финансовой деятельности государства и местного самоуправления, поэтому именно финансовые правоотношения необходимы для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов.
Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.
Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений — финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений:
во-первых, они возникают и функционируют
в процессе планового аккумулирования,
распределения и использования
государственных или
во-вторых, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. Следует отметить, что в ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, ибо обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
в-третьих, требуют обязательного
участия государства или
в-четвертых, большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер и построены по схеме «власть — подчинение»;
в-пятых, юридическая ответственность
недобросовестного участника
Указанные черты только в совокупности дают полное представление о финансовом правоотношении.
Финансовые правоотношения — своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений».
В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п.
Развитие федеративных отношений
и становление института
Определяющим признаком при отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, административных, гражданских, конституционных) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.
Таким образом, финансовые правоотношения — это являющиеся по сути экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания значимости юридических фактов в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов является их классификация по волевому признаку на действия и события.
Юридические факты-действия — это
поведение субъектов
В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.
Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки и т. д.
Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т. п.
Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.
Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены: по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; по своему объекту — на имущественные и неимущественные; по юридическому характеру взаимоотношений участников — на вертикальные и горизонтальные; по форме проявления — на двусторонние и многосторонние и т. д.
Финансовое правоотношение, как
и любое иное органически целое
образование, имеет свою строго определенную
структуру (состав), т. е. совокупность
составляющих его взаимосвязанных
элементов: субъект, объект, субъективное
право и юридическая
Содержание финансового
во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма, таким образом, в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;
во-вторых, оно переводит абстрактные
права и обязанности в
в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реализации финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.
Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности и м.с.у., многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Данные отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою очередь, зависит от определённой сферы общественной жизни) на следующие Основные виды:
- бюджетные правоотношения
- налоговые правоотношения
- отношения по страхованию
- валютные правоотношения
- правоотношения в области банковской деятельности.
Задание 2. Дать общую характеристику региональных налогов.
Транспортный
налог устанавливается и
В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определение ставки транспортного налога в пределах, установленных HК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Не уплачивают данный налог лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
Информация о работе Особенности и виды финансовых правоотношений