Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 19:06, курсовая работа
Актуальность: Семья является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, обеспечивающую приспособление человека к жизни. Семья, являясь одной из важнейших сфер социальной адаптации человека, напрямую влияет на становление личности, определяет его самосознание, влияет на его социальную ориентацию, в ней закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Именно отклонения в поведении в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Особенности семейно-родительских отношений осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
1.1. Понятие семейно-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….....................................5
1.2. Особенности осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно………………………………………………………………………13
1.3. ………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………
Федеральная служба исполнения наказаний
Вологодский институт права и экономики
Кафедра Организации психологической службы в УИС
Курсовая работа
На тему: «Особенности семейно-родительских отношений у женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно»
Исполнитель: курсант 211уч.гр
рядовой вн.службы
Осокина И.В.
Черкасова М.А.
Оценка________________
Подпись_______________
Вологда
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности семейно-родительских отношений осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
1.1. Понятие
семейно-родительских отношений в отечественной
и зарубежной психологии………………………………………………….
1.2. Особенности
осужденных женщин отбывающих наказание
в виде лишения свободы неоднократно………………………………………………
1.3. ………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность: Семья является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, обеспечивающую приспособление человека к жизни. Семья, являясь одной из важнейших сфер социальной адаптации человека, напрямую влияет на становление личности, определяет его самосознание, влияет на его социальную ориентацию, в ней закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Именно отклонения в поведении в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией. Невыполнение семьей назначения по приспособлению ее членов к общественной жизни, обусловливающее их криминализацию, а также способствование появлению у членов семьи намерения совершить преступление именуется семейной десоциализацией. Важное значение ближайшего окружения для формирования личности человека является на сегодняшний день неоспоримым фактом, доказанными психологическими исследованиями, начало которым было положено идеями (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов А.А. Бодалев, И.С. Кон и др.). Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, структурной неустойчивости семьи, ценностно-нормативной девиантности, малодетности, росте числа разводов, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны. Отмечающийся исследователями А.И. Баркан, В.В. Бодалев, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.В. Петровский, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др. рост деструктивных детско-родительских отношений сопровождается возникновением различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка, дефицит поддерживающего конструктивного общения в семье, конфликты, насильственные формы взаимодействия обусловливают криминогенный и виктимогенный характер ее влияния на участников отношений и поэтому многие исследователи большинство причин преступного поведения относят к сфере семейных отношений.
Избранная тема является актуальной в связи с тем, что значительная часть причин преступного поведения независимо от его вида лежит в социальной сфере семейных отношений на разных ее уровнях.
Целью курсовой работы является изучение особенностей семейно-родительских отношений у женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
Задачи:
1. Раскрыть понятие семейно-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить особенности женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
3. Выработать практические рекомендации по работе с осужденными женщинами, отбывающими уголовное наказание неоднократно.
Объект: семейно-родительские отношения
Предмет: особенности семейно-родительских отношений у осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
Глава I. Особенности семейно-родительских отношений осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
§ 1.1. Понятие семейно-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии
Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак является особым социальным институтом, исторически обусловленным, социально регулируемой формой отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающим их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.1 Брак является основой формирования семьи. Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги). Определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и психологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи.
Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. 2
Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы.
Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи. Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция - функция удовлетворения потребности человека в счастье.3 Семья служит существенным фактором эмоционального благополучия личности, определяющим аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью.
Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Результаты проведенных в США исследований обнаруживают корреляцию между переживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположность одиночеству на уровне статистической значимости. Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к различного рода вредностям и, соответственно, восприимчивость к заболеваниям. Например, было показано, что максимально неблагоприятное воздействие оказывает смерть супруга, затем развод, разъединение семьи, смерть близкого члена семьи.
По определению В.В. Столина, семья это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем настроении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».4
В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой, семья представляет собой группу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семья рассматривается как целостная система и «единица» анализа является семья. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов. Приведенное определение семьи содержит также указание на две подсистемы структуры семьи: супружескую и детско-родительскую. Два поколения определяют состав современной нуклеарной семьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети — такие же, как и родители, равноправные участники и «строители» семьи. Критерием дифференциации семьи от «не-семьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства.5 Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи.
Итак, основными характеристиками семьи являются:
1) брачные и кровнородственные связи между членами семьи;
2) совместное проживание и
3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.
И.С. Кон провел анализ работ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи и ее развития, с целью выделения критерия, позволяющего отличить собственно семью от группы, включающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь, оказывается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от «не-семьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи.
Опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие психологические особенности российских семей:
- высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;
- спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;
- дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;
- борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.6
Кроме этого для российских семей характерны и ненормативные кризисы семьи, вызванные такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность и т.д.
Стрессоры, вызывающие ненормативные
кризисы семьи, разделяют на сверхсильные
и хронические. К сверхсильным стрессорам
относят: смерть одного из супругов, родителя
или ребенка; супружескую измену; резкое
и кардинальное изменение в социальной
ситуации развития семьи (изменение социального
статуса, материального положения семьи);
тяжелое хроническое заболевание кого-то
из ее членов.
Длительные стрессоры включают
такие факторы как
В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
К объективным характеристикам функционирования семьи относят: особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений; мотивация брака; главенство и ролевая структура семьи; особенности коммуникации в семье; способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
Субъективные характеристики включают в себя: удовлетворенность браком; семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Одной из интегральных
Интерес к проблематике семейных взаимодействий возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т.Парсона и Р.Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Эти роли делятся на инструментальные (связанные с внешним окружением семьи) и экспрессивные (внутренняя деятельность в семье). При этом муж признается инструментальным лидером, а жена экспрессивным. Большее распространение получило выделение ролей кормильца, воспитателя детей и организатора быта (Е.В Автонюк, Ю.Е. Алешина, Л.Я.Гозман). Затем, согласно Е.В. Автонюк и Ф.И. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера. По мнению Ф.И Ная и цитируемых им авторов, эти роли появились благодаря выступающей на первый план эмоциональной функции семьи.