Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 19:06, курсовая работа
Актуальность: Семья является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, обеспечивающую приспособление человека к жизни. Семья, являясь одной из важнейших сфер социальной адаптации человека, напрямую влияет на становление личности, определяет его самосознание, влияет на его социальную ориентацию, в ней закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Именно отклонения в поведении в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Особенности семейно-родительских отношений осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно.
1.1. Понятие семейно-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….....................................5
1.2. Особенности осужденных женщин отбывающих наказание в виде лишения свободы неоднократно………………………………………………………………………13
1.3. ………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………
Рекреационная роль – это обязанности по организации досуга семьи, деятельности которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия. Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф.И. Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа.
Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку.
Полоролевая система имеет два аспекта:
-культурные стереотипы мускулинности/феминности, т.е. набор физических и психических качеств которые приписываются «идеальному мужчине» и «идеальной женщине».
-культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, «подходящих» для мужчин и для женщин.
Таким образом, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Семья,единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни
§ 2.2. Психологические особенности осужденных женщин отбывающих наказание ввиде лишения свободы неоднократно.
Исправление осужденных женщин в местах лишения свободы представляет немалую сложность в силу специфики самого объекта воздействия. Наиболее склонны к правонарушениям женщины в возрасте 30-50 лет. Женщины отбывают наказание за те же преступления, что и мужчины ( воровство, мошенничество, наркотики, убийство). Вместе с тем женщины готовятся к преступлению более тщательно, чем мужчины: все обдумывают, взвешивают.7
С каждым годом растет
Психологические исследования осужденных женщин проведенное во ВНИИ МВД России показало, что в своей массе оно не имеет качеств, которые существенно могли бы осложнить процесс исправления и ресоциализации. В целом можно сказать, что осужденным женщинам по сравнению с осужденными мужчинами в меньшей степени присущи асоциальные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но все же серьезных дефектов нет. Для осужденных женщин важна оценка их со стороны других людей и то, какое впечатление они производят в местах лишения свободы. Но подобная демонстративность поведения одновременно сочетается со снижением контроля за ним. У них достаточно высокая импульсивность, что приводит к плохому прогнозированию последствий своих поступков, дезорганизованности и необдуманности поведения. Причем здесь имеется ввиду не только то поведение, которое оценено следствием и судом в качестве преступного, но и то, как они поступают в период отбывания наказания. В связи с совершением противоправных действий, за которые они осуждены, в своей массе осужденные женщины испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее. Большинству из них присуще стремление изменить существующее положение, которым они недовольны, в социально позитивном направлении. У них сильно повышена тревожность, отмечается эмоциональная ранимость. При сравнении женщин, осужденных за насильственные и корыстные преступления, следует отметить, что у насильственных преступниц более высокая активность и возбудимость, что в сочетании с импульсивностью и определяет специфику их агрессивного противоправного поведения.
Изучение осужденных женщин свидетельствует о сравнительно низкой социальной опасности их основной массы и неплохих перспективах для действительного исправления и перевоспитания многих из них. Все это создает предпосылки серьезной гуманизации условий отбывания наказания для осужденных женщин, значительно более широкого использования психолого-педагогических методов работы с ними.
Нужно иметь ввиду, что среди осужденных
женщин значительна доля тех, кто имеет
невротические нарушения. Распространены
среди них и тревожно-депрессивные состояния,
будущее рисуется им в слишком мрачном
свете. Именно поэтому в систему мер воздействия
в отношении осужденных женщин требуется
включение серьезных психотерапевтических
методик, позволяющих компенсировать
негативные психические состояния. Причем
женщины по сравнению с мужчинами являются
более внушаемыми, что позволяет говорить
о перспективности применения воспитательных
методик, основанных на внушении.
Эффективное воспитательное воздействие предполагает хорошее знание личности осужденных. Традиционными методами изучения осужденных являются наблюдение за поведением в различных видах деятельности и ситуациях общения, анализ материалов личного дела и других документальных источников, индивидуальные и групповые беседы.
Женщины в условиях изоляции очень остро реагируют на провяленное к ним внимание и тем более желание помочь. Без изучения личности нельзя успешно решать многие вопросы, например о досрочном освобождении.
Чтобы правильно понять истоки поведения осужденной в условиях ИУ, нужно знать обстоятельства и основной мотив совершенных ими преступлений. В мотиве психологические особенности личности выступают, так сказать, в наиболее чистом виде. Эти обстоятельства можно установить, изучая личное дело осужденной, выслушав её саму, но конечно, сделать все это надо достаточно тактично, особенно если преступление носило насильственный характер и было направлено против близких.
Вспоминая все это женщины обычно остро реагируют даже на уже прошедшие события. Поэтому желательно, чтобы в беседе с ними не звучал бы только упрек за содеянное, а было бы заметно желание вместе разобраться, почему оно произошло.
Важно знать и мотивы поведения в период отбывания наказания, поскольку в это период человек находится в иных условиях, испытывает иные воздействия.8
Приблизительно третья часть осужденных женщин молодежного возраста имеют различные психические аномалии, органические поражения центральной нервной системы, склонны к алкоголизму.
Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Особенности их психофизиологической организации обуславливают повышенную возбудимость. Восприимчивость к отрицательному влиянию ближайшего окружения, плаксивость, раздражительность. У них чаще, чем у мужчин происходят нервно-психические срывы, возникают стрессовые состояния (фрустрация, депрессия, тоска, обреченность). У большинства осужденных женщин отмечается высокая тревожность, вызванная отчуждением со стороны родителей.
Осужденные женщины молодежного возраста часто считают близких виновными в своих неудачах и разрывают с ними связи.
Особенности психологии осужденных женщин проявляются в направленности их личности, в специфических потребностях. Они больше, чем мужчины, ценят материальное благополучие и комфорт.
Немногие осужденные женщины имеют высокую квалификацию. Проявляют интерес к работе и любят профессию. Велика доля женщин. не имеющих специальности. У некоторых осужденных женщин до ареста не было определенных занятий.
По данным исследования Е.В. Середы имеются специфические личностные особенности, у женщин, посягнувших, на жизнь своих мужей, и на своих новорожденных детей.
У женщин совершивших убийство своих мужей отмечается высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие вины и чувства раскаяния в совершении преступления.
Основной чертой женщин - детоубийц является дисгармоничность их личности. С одной стороны, они стремятся к общению в связи с наличием в характере депрессивных признаков, а с другой боятся общения, поскольку подозревают большинство людей в недоброжелательности.
Для осужденных женщин, совершивших корыстные преступления, характерно сохранение семейных отношений, достаточно высокий уровень образования. Некоторые из них не думали, что могут оказаться в местах лишения свободы.
Осужденные женщины зрелого возраста нередко имеют две и более судимости. Они быстрее и прочнее адаптируются к условиям колонии, поскольку знают ее порядки и обычаи. У некоторых из них низкий уровень образования, примитивные представления и интересы. Длительное пребывание в местах лишения свободы приводит к тому, что они не могут решать даже простые житейские проблемы. Осужденные женщины этого возраста, неоднократно отбывающие наказание, очень возбудимы, неуравновешенны, вспыльчивы, циничны и агрессивны. Ссоры возникают у них по любому поводу и нередко переходят в драки. В этом возрасте женщины склонны к вымогательству. Такое понятие, как дружба, связано как правило, с эгоистическими, корыстными устремлениями.
Осужденные женщины пожилого возраста - это чаще всего лица, жизнь которых прошла в местах лишения свободы. Связь с родственниками у многих утеряна. В исправительном учреждении приспособились, режим выполняют, послушны. По характеру хитрые, лживые, ворчливые, со стойкими криминальными убеждениями, отрицающие вину в совершенном преступлении. Ссылаясь на болезнь, они требуют к себе снисхождения. Многие осужденные женщины этой категории корыстны, скупы, ценят больше всего материальное благополучие и здоровье. У осужденных женщин противоречивое отношение к выходу на свободу: они боятся его так же сильно, как и мечтают о нем. Семья потеряна, работы и жилья нет, в связи с длительным нахождением в колонии утрачена самостоятельность. Поэтому они совершают мелкие хищения, чтобы вновь вернуться в колонию
Литература
1.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
3. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: «Речь», 2001. – 144 с.
4. Ивлева В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современная школа, 2009. – 352 с.
5.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с
6. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. - М., 1987.
7. Келли Г., Тибо Дж. – Межличностные отношения: Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. - М.: МГУ, 1984. – 366 с.
8. Мягер В.К. Исследование семьи в связи с задачами семейной психотерапии. //Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
9. Наказание и исправление преступников./Под ред. проф. Ю.М. Антоняна: Пособие.- М.: НИИ МВД РФ, 1992. -392с.
10. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1993. - 284 с.
11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Знание, 2004.
12.УголеваЕ.Ю.
13. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001.
14. Черников А.В. Интегративная
модель семейной
15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
16.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-ие изд. СПб.: Питер, 2001.
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.
18. Энциклопедический социологический словарь/Общая редакция академика РАН Осипова Г.В.-М.,2001.-с.75
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей семейно-родительских отношений у осужденных женщин отбывающих уголовное наказание неоднократно.
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности семейно-родительских отношений у осужденных женщин отбывающих уголовное наказание неоднократно.
Обьект исследования: семейно-родительские отношения
Предмет исследования: особенностей семейно-родительских отношений у осужденных женщин отбывающих уголовное наказание неоднократно.
Гипотеза:
Задачи исследования:
-
-
-
Исследование проводилось в УФСИН России по Вологодской области ИК №2 и ИК№1 состоящем из 50 человек: 25 осужденных ИК №1 и 25 осужденных ИК № 2.Для решения поставленных задач мы использовали анкету и две методики: методика Family Environmental Scale (FES) и проективная методика Рисунок семьи.