Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.
Провести эмпирическое исследование особенностей внимание слабоуспевающих младших школьников.
Изучить особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51
Третья группа причин
связана с общей
В качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа [17, с.89].
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».
Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Например, по телевидению идет любимая передача - «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса.
Таким образом, в любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникает на основе непроизвольного.
Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих
особенностей внимания
В первые месяцы обучения в школе ребёнок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным при занятиях определённым учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития интересов ученика.
Таким образом, хотя у детей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинает развиваться произвольное внимание. Оно- результат воспитания, совместной с ними деятельности.
Рассматривая особенности
Бывает, что сам учебный материал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечение внимания.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками, особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не дал неверное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
Объём внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зелёном свете светофора и обязательно надо смотреть, не идёт ли машина. Однако ребёнок не всегда выполняет это, так как объём его внимания мал.
Узость внимания, особенно заметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.
Распределение внимания у школьников 1класса развито ещё недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать
Иногда неумение ученика распределить своё внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность и недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним товарищ, учитель думает, что ребёнок занимался чем-то посторонним. На самом же деле школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Это требует некоторого распределения внимания.
Из сказанного не следует, что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная работа в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях, и учителю приходиться их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в 1 классе) дети привыкают быстрее переключать своё внимание с отдыха во время перемены на работу или с одного вида занятий на другой.
Для младшего школьника
характерна рассеянность. Она связана
с общей неустойчивостью
Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребёнку необходимо отдохнуть, отвлечься.
Одной из причин
рассеянности младшего
Таким образом, оба вида внимания в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии. При правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное внимание.
Попытаемся теперь в
виде своеобразного «
Таким образом, для внимания младшего школьника характерны следующие особенности:
Отмеченные особенности внимания детей могут являться причинами слабой успеваемости определенной части учащихся, это проявляется в том, что дети упускают важные моменты в учёбе, рассеянны.
1.3. Трудности
в обучении и развитие
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Психологи А.Ф.
Ануфриев и С.Н. Костромина выделили
ряд трудностей в обучении младшего
школьника и возможные
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания.
19% ребят постоянно
допускают орфографические
Около 17% класса страдают
невнимательностью и
14,8% детей испытывают
трудности при решении
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: Маленький объем внимания, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития.
13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития устойчивости внимания, индивидуально-типологическими особенностями личности.
12,7% детей испытывают
трудности в понимании
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2% ребят плохо знают
таблицу сложения (умножения). Это
связано с низким уровнем
9,6% детей часто не
справляются с заданиями для
самостоятельной работы. Причины
- несформированность приемов
9,5% детей постоянно
забывают дома учебные
Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.
6,4% детей постоянно
переспрашивают. Это может говорить
о низком уровне объема
5,5% ребят плохо ориентируются
в тетради. Причины - низкий
уровень восприятия и
0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
Рассматривая данную таблицу можно сделать вывод о том, что плохо развитые свойства внимания влекут за собой ряд трудностей в обучении, т.е. ребенок пропускает буквы, допускает орфографические ошибки, является невнимательным и рассеянным, также не может запомнить фрагмент текста и мн. др.
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» ребёнка. Такую характеристику получают первоклассники. Их внимание слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Почему же неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги - учёные основную причину слабой организованности внимания младших школьников видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.
Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников