Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель работы заключается в изучении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования.
Дать характеристику внимания как психического феномена.
Описать особенности внимания младших школьников.
Раскрыть влияние уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде всего) на появление трудностей в обучении.
Провести эмпирическое исследование особенностей внимание слабоуспевающих младших школьников.
Изучить особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..……...6
1.1. Внимание как психический феномен………………….…….…...6
1.2. Особенности внимания младших школьников………………..21
1.3. Трудности в обучении и развитие внимания младших школьников………………………………………….…..….….……………….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………...……………………………………………....31
2.1. Планирование и организация исследования……………………31
2.2. Анализ результатов………………………………………………...33
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………..47
ЛИТЕРАТУРА……………………………..……..……………….....………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....51
Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание по основным предметам: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при хорошей успеваемости по остальным предметам курса. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершается медленнее, чем это могло бы быть [20, с.52].
Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимается: невнимательность и рассеянность; неусидчивость; трудности в пересказе текста и др.
Условием поддержания внимания
является разнообразие
Значительно лучше у младших
школьников развито
Развитие произвольного
Хорошо развитые свойства
Если во время и в нужной
мере не развивать внимание, ребёнок
может стать гиперактивным, т.
Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, одной из специфических его черт является:
Эти основные нарушения
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых, и склонны переоценивать свои результаты: вместо заслуженной двойки ставят себе тройку, а вместо тройки могут поставить четвёрку.
Таким образом, уже на
первом этапе учения слабоуспевающие
школьники склонны
Дети с дефицитом внимания
испытывают трудности в
Таким образом,
в работе с младшими
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей внимания слабоуспевающих младших школьников
2.1. Планирование и организация исследования
Задачей практической части
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы села им. Бабушкина. В исследовании участвовали учащиеся второго класса в возрасте от 8 до 9 лет (6 человек - экспериментальная группа ЭГ, в неё вошли дети, которые слабо успевают почти по всем учебным предметам; 7 человек - контрольная группа КГ, в неё вошли дети, которые хорошо успевают по всем предметам).
Эмпирическое исследование проходило в три этапа:
На подготовительном этапе, нашего исследования мы спланировали исследование, сформировали экспериментальную и контрольную группы и подобрали диагностический инструментарий.
На основном этапе, мы провели наше исследование.
На заключительном этапе, мы обработали и проанализировали полученные результаты, сделали соответствующие выводы.
В ходе экспериментального исследования мы использовали корректурную таблицу Б. Бурдона (Приложение 4), таблицы Шульте (Приложение 5), методику «Счёт по Крепелину» (Приложение 6), методику «Проба Мюнстерберга» (Приложение 7).
В ходе использования корректурной таблицы Б. Бурдона ребёнок должен просматривать слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивая буквы «С» и «К» и обводя букву «А».
При работе с таблицей Шульте ребёнок должен показать указкой и назвать вслух по порядку все числа от 1 до 25. Делать это он должен быстро и без ошибок.
При работе с методикой «Счёт по Крепелину» ребёнок должен быстро складывать и вычитать пары цифр и под ними записывать результаты, стараясь не допускать ошибок, до тех пор пока экспериментатор не скажет: «Стоп».
При работе с методикой «Проба Мюнстерберга» ребёнок должен в течение 5 мин. найти 10 слов и подчеркнуть их.
2.2. Анализ результатов
Для диагностики устойчивости внимания слабоуспевающих младших школьников мы использовали корректурную таблицу Б. Бурдона (Приложение 4). Результаты тестирования представлены в таблице 1,2 и в Приложениях 8,9 - по экспериментальной группе и в Приложении 10,11- по контрольной группе.
Таблица 1. Результаты диагностики устойчивости внимания
(экспериментальная группа)
Испытуемые Показатель |
Ч.Н., д |
К.В., д |
П.С.,м |
К.Я., д |
У.Д., м |
К.В., м |
В среднем |
Количество просмотренных букв за 5 мин. |
235 |
233 |
320 |
241 |
170 |
221 |
236,7 |
Количество правильно |
81 |
78 |
105 |
84 |
52 |
74 |
79 |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
87 |
87 |
122 |
90 |
62 |
81 |
88,2 |
Точность выполнения задания, % |
93,1 |
89,7 |
86,1 |
93,3 |
83,9 |
91,4 |
89,6 |
Оценка точности, баллы |
0,93 |
0,88 |
0,87 |
0,93 |
0,84 |
0,91 |
0,9 |
Оценка продуктивности, баллы |
18 |
15 |
13 |
18 |
18 |
17 |
16,5 |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
18,9 |
15,9 |
13,9 |
18,9 |
18,8 |
17,9 |
17,4 |
Характеристика устойчивости внимания |
низкая |
низкая |
низкая |
низкая |
низкая |
низкая |
низкая |
Таблица 2. Результаты диагностики устойчивости внимания
(контрольная группа)
Испытуемые Показатель |
Г.М., м |
К.А., м |
Б.Н., д |
Б.А., д |
Е.А., м |
Ц.Ю., д |
К.К., м |
В среднем |
Количество просмотренных букв за 5 мин. |
238 |
321 |
446 |
241 |
298 |
303 |
283 |
304,3 |
Количество правильно |
88 |
116 |
164 |
86 |
111 |
114 |
107 |
112,3 |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
89 |
123 |
170 |
90 |
117 |
118 |
110 |
116,7 |
Точность выполнения задания,% |
98,9 |
94,3 |
96,5 |
95,6 |
94,9 |
96,6 |
97,3 |
96,3 |
Оценка точности, баллы |
0,99 |
0,94 |
0,96 |
0,96 |
0,95 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
Оценка продуктивности, баллы |
22 |
19 |
21 |
20 |
19 |
21 |
21 |
20,4 |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
23 |
19,9 |
22 |
21 |
20 |
22 |
22 |
21,4 |
Характеристика устойчивости внимания |
высокая |
средняя |
высокая |
средняя |
средняя |
высокая |
высокая |
средняя |
Дети, входящие в экспериментальную группу, в течение 1 мин. в среднем смогли вычеркнуть 16 букв правильно и при этом допустили 2 ошибки. Дети, которые входили в контрольную группу, за 1 мин. в среднем смогли вычеркнуть 22 буквы и допустили лишь 1 ошибку. Это означает, что и устойчивость внимания детей, входящих в экспериментальную группу, ниже, чем устойчивость внимания детей контрольной группы: у школьников экспериментальной группы средний балл устойчивости внимания 17, а у школьников из контрольной группы – 21.
Таким образом, устойчивость внимания у детей, которые слабо успевают, ниже, чем у хорошо успевающих детей.
Для диагностики объёма внимания, переключения, а также отслеживания динамики работоспособности мы использовали таблицы Шульте (Приложение 5). Полученные результаты представлены ниже и в Приложениях 12,13,14 по экспериментальной группе и в Приложениях 15,16,17 по контрольной группе.
Таблица 3. Время выполнения таблиц Шульте
Таблицы
Время (сек.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В среднем по 5 таблицам |
ЭГ |
73,3 |
75 |
74,3 |
78,8 |
83,2 |
76,9 |
КГ |
51,3 |
50,9 |
50,6 |
50,3 |
48,9 |
50,4 |
Таблица 4. Балловая оценка переключения внимания
Таблицы
Балловая оценка переключения внимания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого по 5 таблицам |
ЭГ |
25,8 |
34,3 |
38.5 |
35,3 |
30,3 |
169,8 |
КГ |
36,2 |
39,3 |
41,3 |
40,6 |
39 |
196,3 |
Таблицы
Балловая оценка |
1 таблица |
2 таблица |
3 таблица |
4 таблица |
5 таблица |
Итого за 5 таблиц | ||||||
ош. |
балл |
ош. |
балл |
ош. |
балл |
ош |
балл |
ош |
балл |
ош. |
балл | |
ЭГ |
0,67 |
2 |
0,5 |
0,75 |
0,67 |
0,67 |
0,67 |
1 |
0,67 |
1 |
3,17 |
5,42 |
КГ |
0 |
0 |
0,15 |
0,22 |
0 |
0 |
0,15 |
0,22 |
0 |
0 |
0,29 |
0,43 |
Информация о работе Особенности развития внимания слабоуспевающих младших школьников