3. Контроль поведения.
Этот принцип выражается формулой: «Обо
всем можно говорить, но не все можно делать».
Нельзя бесконтрольно проявлять свои
эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные.
Во время специальных групповых занятий
иногда позволяется или поощряется реализация
своих чувств, но только при условии контроля.
Например, отреагирование аффекта в психодраматической
сцене, пантомимическое выражение желаний
и чувств в психогимнастике, выражение
подавляемых чувств с помощью приемов,
практикуемых в энкаунтер-группах: нанесение
ударов кулаками по подушке, заменяющей
человека, спровоцировавшего агрессию;
поглаживание и укачивание члена группы,
который нуждается в жалости и утешении,
и т. п.
4. Ответственность.
Каждый участник группы берет на себя
ответственность за других членов группы.
Он принимает обязательство не пропускать
занятия и не бросать группу. Но если напряжение
станет невыносимым и желание покинуть
группу перевесит желание освободиться
от своих проблем, то участник группы должен
сообщить о своем решении, а не исчезать
без предупреждения.
5. Правило «стоп».
Каждый участник имеет право без каких-либо
объяснений остановить любой разговор,
касающийся его личности. Остальные члены
группы обязаны уважительно отнестись
к его просьбе. Это право дает участникам
уверенность и чувство самозащиты против
давления группы. Обладание этим правом
приводит к тому, что к нему прибегают
очень редко.
6. Соблюдение конфиденциальности.
Это требование невынесения за пределы
группы информации интимного характера.
В аналитически-ориентированных группах
это правило формулируется еще более определенно:
во-первых, члены группы обязаны молчать
обо всем, что происходит в группе, во-вторых,
не должны обсуждать за пределами группы
то, что происходит внутри.
7. Толерантность.
Пациенты должны с терпимостью относиться
ко всем откровенным суждениям других
участников группы, хотя содержание этих
суждений может не соответствовать их
собственным убеждениям и морали.
Каждая
группа может вырабатывать и другие, специфичные
нормы. Здесь могут возникать и непсихотерапевтические
нормы: утаивание негативных чувств, реакций,
избегание конфликтов, конфронтаций, острых
ситуаций («вежливость») или наигранное
преувеличение позитивных чувств; табу
на некоторые темы, например сексуальные,
или, напротив, стремление усматривать
сексуальные мотивы в любой обсуждаемой
проблеме; «сокрытие» подгрупп (сексуальных,
родственных, профессиональных связей),
что формирует фальшивую атмосферу в группе.
В группе вся известная участникам информация
должна быть обсуждена. Роли в группе
Роли в группе. Создатель социометрии Якоб
Леви Морено различал в группе две роли
лидера: по способности к руководству
и популярности – роль, называемая также
«звездой», и роль козла отпущения. Получила
известность классификация ролей Р. Шиндлера
(R. Schindler), которые он обозначил буквами
греческого алфавита: «альфа» – лидер,
«бета» – эксперт (человек, обладающий
знаниями, навыками или способностями,
необходимыми группе), «гамма» – конформистское
большинство группы, «омега» – отстающий
член группы, аутсайдер.
Для описания межличностного
поведения в группе в литературе используется
большой перечень стереотипных ролей.
Многие носят яркие названия: добродетельный
моралист, жалобщик, страж демократии,
тиран, провокатор, мятежный лидер, соблазнитель,
эксгибиционист, истерик, сексуальный
тип, фаворит, примерный тип и др.
В психотерапевтических группах
стремятся распознать роли каждого участника,
поскольку невротики в естественных группах
часто неосознанно повторяют свои роли
– их роли являются стереотипными, стойкими
и малоадаптивными. Распознавание ролей
в группе достигается посредством обсуждения,
предоставлением обратной связи и принятием
противоположных ролей. С этой точки зрения задачу групповой
психотерапии С. Кратохвил формулирует
как «расширение репертуара ролей»: необходимо
научить индивида различным способам
поведения, новым ролям, отличным от тех,
к которым он привык. Однако саму возможность
нового поведения в жизни, за пределами
психотерапевтической среды, нужно оставить
на собственное усмотрение пациента. Свобода
выбора, следовательно, возникает у него
тогда, когда он уже овладел новой ролью,
когда она у него «в репертуаре».
Показания для личностно-ориентированной
психотерапии:
Неврозы
Расстройства личности
Шизофрения на этапе ремиссии
III
Особенности взаимодействия
ведущего с группой
В групповой психотерапии поведение
психотерапевта играет особенно важную
роль. Основные задачи группового психотерапевта
могут быть сформулированы следующим
образом: 1) побуждение членов группы к
проявлению отношений, установок, поведения,
эмоциональных реакций, их обсуждению
и анализу, а также обсуждению предложенных
тем; 2) создание в группе условий для полного
раскрытия пациентами своих проблем и
эмоций в атмосфере взаимного принятия,
безопасности, поддержки и защиты; 3) разработка
и поддержание в группе определенных норм,
гибкость в выборе директивных и недирективных
техник воздействия. Средства воздействия,
используемые групповым психотерапевтом,
можно условно разделить на две группы:
вербальные и невербальные. К вербальным
относятся структурирование хода занятий,
сбор информации, интерпретация, убеждение
и переубеждение, предоставление информации,
постановка заданий. При этом, помимо собственной
активности, психотерапевт должен стимулировать
членов группы к определенному виду активности.
К невербальным средствам относятся мимика,
жестикуляция и интонация. Предпочтительным
в руководстве психотерапевтической группой
является проведение занятий двумя психотерапевтами.
Это могут быть два психотерапевта, находящиеся
на одном профессиональном уровне, или
котерапевтом выступает менее опытный
в групповой психотерапии, начинающий
психотерапевт.
Поведение группового психотерапевта,
стиль его общения и манера реагирования
играют важную роль в процессе психотерапии.
При систематизации возможных типов поведения
групповых психотерапевтов используют
такие категории, как «роль», «ориентация»,
«терапевтический стиль».
И. Ялом выделяет две основные
роли группового психотерапевта – технического
эксперта и эталонного участника. Выступая
в качестве эксперта, психотерапевт планомерно
и целенаправленно использует свои знания
и профессиональные навыки для достижения
терапевтических целей и в нужный момент
применяет соответствующие методы. В качестве
эталонного участника он может преследовать
двоякую цель: либо демонстрировать желательные
образцы поведения (например, модель открытого
выражения чувств или разумной сдержанности
в проявлении эмоций), либо ускорять процесс
социального научения путем децентрализации
своего положения в группе, что ускоряет
достижение группой независимости и сплоченности.
С. Кратохвил описывает
пять основных ролей группового психотерапевта.
Роль лидера. В роли лидера терапевт открыто
проявляет свою власть, оказывая постоянное
воздействие на членов группы: побуждает
их, оберегает, поддерживает, критикует
и т. д. В руководимой таким способом группе
пациенты часто обращаются к терапевту
за указаниями, поддержкой и советом и
сильно от него зависят.
Особое внимание активной роли
терапевта уделяет школа трансакционного
анализа; ее представители считают группу,
в которой психотерапевт отказывается
от руководства и становится как бы одним
из членов группы, не психотерапевтической,
а «встречей милых друзей».
Активная руководящая роль
терапевта находит свое применение также
во время работы над психодрамой и в гештальт-терапии.
Роль аналитика. В группах с психоаналитической
ориентацией терапевт должен быть в распоряжении
пациентов для осуществления ими переноса
на него инфантильных чувств к отцу и матери.
Поэтому он должен представлять собой
нечто вроде неисписанного белого листа.
Он ведет себя абсолютно индифферентно,
пассивно, никак себя не проявляет, не
дает советов, никого не осуждает, не выражает
никаких чувств и оценок.
Терапевт внешне все пускает
на самотек, предоставляет членам группы
возможность свободно ассоциировать и
свободно проявлять свои интеракции. Вскоре
группа сама поймет, что обсуждать полезно,
а что – пустая трата времени. Психотерапевт
постепенно начинает интерпретировать
поведение и поступки пациентов, чтобы
открыть им подсознательные их мотивы.
В дальнейшем группа сама начинает принимать
участие в толкованиях и обсуждениях.
Роль комментатора. Комментатор не руководит группой
и не направляет ее деятельность. Время
от времени он обобщает и комментирует
все, что произошло в группе. Он полностью
нацелен на групповой процесс и служит
группе своеобразным зеркалом. Поэтому
роль комментатора имеет особое значение
в сеансах, ориентированных на интеракцию.
Свои комментарии терапевт преподносит
как бы не от себя лично, а в виде резюмированного
описания деятельности группы без выражения
собственных чувств и оценочных суждений.
Безличностный характер комментариев
и отсутствие указаний часто вызывают
агрессивную реакцию у группы, недовольство
таким поведением терапевта. Группа может
начать просто игнорировать терапевта,
и он остается со своими комментариями
словно в тени, как посторонний человек.
Повторными комментариями терапевт все
же направит внимание пациентов по определенному
пути, и тогда члены группы поймут, что
происходит.
Роль эксперта. Эксперт особого участия в обсуждении
не принимает, о своих чувствах не говорит,
но иногда советует, что следовало бы сделать,
может подсказать содержание того или
иного мероприятия либо в удобную минуту
воспользоваться каким-нибудь психотерапевтическим
приемом, например может предложить сыграть
психодраматическую сценку или бессловесно
выразить собственные чувства. Он координирует
обсуждение: если кто-то не может проявить
себя или даже просто получить слова, он
может вынудить группу дать возможность
этому человеку высказаться. Эксперт не
навязывает определенных решений, собственного
мнения, но не отказывается содействовать.
Своими замечаниями он помогает группе
подойти к какому-либо вопросу с разных
сторон. Он не фрустрирует группу, не держит
ее в напряжении из-за недостатка информации.
Он объясняет все, чего пациенты не знают,
и обучает тому, чего они не умеют.
Роль аутентичной
личности. Терапевт ведет себя как один
из членов группы, выражает свои подлинные
чувства. Он становится моделью для подражания.
Психотерапевт делает абсолютно все вместе
со своей группой, без колебания делится
личными проблемами. Благодаря аутентичному
поведению и будучи примером для других,
терапевт помогает создать в группе необходимые
психотерапевтические нормы.
Вопрос об аутентичности терапевта
является спорным. Подробно останавливаясь
на этом вопросе, Кратохвил вводит определенные
ограничения аутентичности, связывая
их с личными качествами терапевта, с целями
группы и с ее сиюминутными потребностями.
1. Ограничения, связанные с личными
качествами терапевта. Искренность терапевта
предполагает наличие у него таких качеств,
как сочувствие, теплота, мягкость. Если
же терапевт будет искренне проявлять
свою раздражительность, упрямство и другие
негативные качества, то ему лучше отказаться
от роли аутентичной личности и выбрать
для себя другую роль. Это, конечно, не
значит, что терапевт не имеет права проявлять
агрессию, упрямство, недовольство. Однако
в целом клиент должен почувствовать,
что терапевт добрый человек, который
любит его.
2. Ограничения, связанные с целями
группы. Чрезмерная откровенность терапевта
может привести к тому, что группа начнет
обсуждать его личные проблемы, а это не
входит в задачи групповой терапии. Аутентичность
терапевта должна быть избирательной:
хотя терапевт и выражает свои чувства,
он не касается своих внутренних проблем.
Нецелесообразно также, чтобы терапевт
подробно знакомил группу со своей биографией.
3. Ограничения, связанные с сиюминутными
потребностями группы. Иногда аутентичное
поведение терапевта может прийти в противоречие
с тем, что в данный момент наиболее желательно
с терапевтической точки зрения. Например,
терапевт, как и другие участники группы,
чувствует антипатию к девианту, но при
этом осознает, что выражением своих подлинных
чувств он только ухудшает положение девианта,
усиливает его сопротивление и способствует
уходу его из группы. Поэтому терапевт
заступается за него, предоставляет частичную
поддержку, чтобы хоть как-то уравновесить
отрицательное отношение к нему всей группы.
Заслуживает внимания классификация
стилей руководства М. Либермана (M. Lieberman),
И. Ялома и М. Майлза (М. Miles), разработанная
группой авторов на основании наблюдения
за работой групповых терапевтов. Из 27
переменных, описывающих поведение руководителей
групп, исследователи выделили четыре
основных стиля руководства: эмоциональная
стимуляция, опека, познавательная ориентация,
исполнительная функция.
1. Эмоциональная стимуляция:
руководитель группы стимулирует проявление
различных чувств, конфронтацию отдельных
членов группы. Он участвует в происходящем
как равноправный член группы. Возбуждает
остальных, проявляет нетерпение, раздражительность
или теплоту и любовь. Его поведение говорит:
«Посмотрите на меня и делайте, как я!»
2. Опека: терапевт окружает членов
группы заботой и вниманием, обеспечивает
эмоциональную поддержку. Он открыто проявляет
свою теплоту, вступает в специфические
личные отношения с отдельными участниками
группы.
3. Познавательная ориентация:
терапевт вербализует чувства, которые
испытывают пациенты, объясняет смысл
поведения конкретного человека или всей
группы, интерпретируют переживания. Он
«переводит» чувства и поведение на обыкновенный
язык.
4. Исполнительная функция: руководитель
группы устанавливает правила, определяет
нормы, направляет деятельность, следит
за временем, расспрашивает, предлагает,
советует, решает. Он действует как режиссер,
который по необходимости останавливает
действие и сосредоточивает внимание
на определенном поведении члена группы
или группы в целом. Терапевт держит группу
в полном повиновении и использует собственное
положение для достижения цели.
В связи с тем что стили поведения
у разных терапевтов по-разному комбинируются
и в разной степени проявляются, исследователи
создали следующую типологию руководителей
групп.
1. Опекуны: заботятся о пациентах,
обеспечивают познавательную ориентацию
и советуют, как себя изменить.
2. Стимуляторы: имеют высокий
уровень эмоционального стимулирования
и средний или высокий уровень исполнительной
функции.
3. Социальные инженеры: ориентированы
на группу и занимаются отношением членов
группы к ней самой. В своем поведении
малоиндивидуальны, проявляют умеренный
уровень заботы и поддержки. Интересуются
скорее группой, чем индивидом.