Личностно-ориентированная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:18, доклад

Краткое описание

Популярность личносто-ориентированного подхода в обучении обусловлена:
1.требование в формировании человека ярко-индивидуальных черт, способствующих сохранить свою неповторимость в быстро меняющемся мире
2.характерная прогматичность мыслей и действий у обучающихся, раскрепощенность и независимость

Файлы: 1 файл

Личностно-ориентированная педагогика.docx

— 15.46 Кб (Скачать)

     Личностно-ориентированная  педагогика

     Популярность  личносто-ориентированного подхода в обучении обусловлена:

1.требование  в формировании человека ярко-индивидуальных  черт, способствующих сохранить  свою неповторимость в быстро  меняющемся мире

2.характерная  прогматичность мыслей и действий у обучающихся, раскрепощенность и независимость

3.современная  научная школа остро нуждается  в гуманизации отношений учащегося и преподавателя, демократизации их жизнедеятельности

     Под подходом склонны понимать ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности.

     Личностно-ориентированный  подход-это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопознания самореализации личности, развития его индивидуальных особенностей.

     Аспекты личностно-ориентированного подхода:

     1.личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

     2.представляет  собой комплексное образование,  состоящее из понятий, принципов  и способов педагогических действий;

     3.подход  связан с устремлениями педагога  содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

     Составляющие  личностно-ориентированного подхода  в педагогике:

     1.Основные  понятия, которые при осуществлении  педагогических действий являются  главным инструментом мыследеятельности

     К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести:

     - индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

     - личность — постоянно изменяющееся  системное качество, проявляющееся  как устойчивая совокупность  свойств индивида и характеризующее  социальную сущность человека;

     - самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

     - самовыражение — процесс и  результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

     - субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой  активностью и свободой в познании  и преобразовании себя и окружающей  действительности;

     - субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

     - Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

     - выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

     - педагогическая поддержка — деятельность  педагогов по оказанию превентивной  и оперативной помощи детям  в решении их индивидуальных  проблем, связанных с физическим  и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным  самоопределением.

     2.Исходные  положения и основные правила  построения процесса обучения  и воспитания учащихся.

  Принципы личностно-ориентированного подхода:

     1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

     2. Принцип индивидуальности. Создание  условий для формирования индивидуальности  личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного  учреждения.

     3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.

     4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно,  чтобы учащийся жил, учился  и воспитывался в условиях  постоянного выбора, обладал субъектными  полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации  учебно-воспитательного процесса  и жизнедеятельности в классе  и школе. 

     5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная  творческая деятельность позволяет  определять и развивать индивидуальные  особенности учащегося и уникальность  учебной группы.

     6. Принцип доверия и поддержки.  Решительный отказ oт идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.

     3. Технологическая составляющая, которая  включает в себя наиболее адекватные  данной ориентации способы педагогической  деятельности. Технологический арсенал  личностно-ориентированного подхода  составляют методы и приемы, соответствующие  таким требованиям, как: 

- диалогичность; 

- деятельностно-творческий характер;

- направленность  на поддержку индивидуального  развития ребенка; 

- предоставление  учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных  решений, творчества, выбора содержания  и способов учения и поведения. 

     Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более  целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с  данной ориентацией конкретные учебные  занятия и воспитательные мероприятия.

Информация о работе Личностно-ориентированная педагогика