Личностно-ориентированное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:32, лекция

Краткое описание

Личностно- ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

Файлы: 1 файл

Личностно-ориентированное обучение.pptx

— 2.09 Мб (Скачать)

Выполнила: Попова Е.,

224 группа

Проверила: Сафонова Т.В.

 

Личностно-ориентированное обучение

Актуальность личностно- ориентированного обучения

 

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

 

  • самореализации
  • саморазвития
  • адаптации
  • саморегуляции
  • самозащиты
  • самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа

Личностно-ориентированный подход: 

- ставит в центр всей школьной  образовательной системы личность  ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных  и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);

- это методологическая ориентация  педагогической деятельности, которая  позволяет посредством опоры  на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать  и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);

- имеет целью всестороннее развитие  личности школьника, то есть комплексное  и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного  компонентов личности (Обухова Л.А.).

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными  являются:

- технология педагогической поддержки  ребенка;

- педагогика сотрудничества;

- гуманно – личностная технология  Ш.А. Амонашвили;

- разноуровневое обучение;

- технология полного усвоения  знаний;

-метод проектов;

- дальтон – технология;

- личностно-ориентированное развивающее  обучение И.С. Якиманской.

Первостепенные требования предъявляемые к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:

 

 

- учебный материал должен обеспечивать  выявление содержания субъектного  опыта ученика, включая и опыт  его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике  или учителем должно быть адресовано  на преобразование наличного  субъектного опыта каждого ученика, а  не только на расширение  их объема, структурирование, интегрирование  и обобщение предметного содержания;

- активное стимулирование ученика  к самоценной образовательной  деятельности, содержание и формы  которой должны обеспечивать  ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе  овладения знаниями;

-  необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

- необходимость обеспечивать контроль  и оценку не только результата, но  и процесса учения, то есть  тех трансформаций, которые выполняет  ученик, во время усвоения учебного  материала;

- конструирование и организация  учебного материала, которые предоставляют  ученику возможность выбирать  его содержание, вид и форму  при выполнении заданий, решении  задач;

- необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии при введении  знаний о приемах выполнения учебных действий;

- выявление и оценка способов  учебной работы, которыми пользуется  ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора  способа должна быть заложена  в самом задании. Необходимость  средствами учебника или учителя  стимулировать учащихся к выбору  и использованию наиболее значимых  для них способов проработки  учебного материала;

- образовательный процесс должен  обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной  деятельности. Для этого необходимо  выделение единиц учения, использование  в целях организации учения  учителем на уроке, в индивидуальной  работе (различные формы коррекции, репетиторства).

Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение

 

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Материал однотипный

Материал разного типа, вида и формы

Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму)

Преобладают проблемные, неоднозначные задания

Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию

Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников)

Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Чаще фронтальная или самостоятельная работа

Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)

Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых»

Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора


Основные требования к личностно- 
ориентированному уроку  

 

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Деятельность учителя на уроке с 
личностно-ориентированной направленностью  

 

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

 

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

 

  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

 

  • Использование проблемных творческих заданий.

 

- Стимулирование учеников к  выбору и самостоятельному использованию  различных способов выполнения  заданий.

- Оценка (поощрение) при опросе на  уроке не только правильного  ответа ученика, но и анализ  того, как ученик рассуждал, какой  способ использовал, почему ошибся  и в чём. 
 
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. 
 
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. 
 
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. 

Заключение

 

На рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Тест

 

1. Личностно-ориентированное обучение:

     а) это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

     б) это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

     в) вид познавательно  – увлекательного мероприятия, направленного  на развитие творческих, интеллектуальных  и физических способностей ребенка.

 

2. Цель личностно-ориентированного  подхода:

    а) заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания

    б) формирование у детей основ теоретического мышления

    в) развивать интерес детей к истории своей семьи, воспитывать бережное и уважительное отношение к пожилым людям.

3. Технологии личностно-ориентированного  подхода:

    а) технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев);

    б) укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).

    в) разноуровневое обучение, технология полного усвоения знаний, метод проектов, гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили;

      

4) Что характерно для личностно-ориентированного  урока (в отличие от традиционного)?

    а) материал однотипный;

    б) разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора;

    в) класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых».

 

5) Выберите одно из основных  требований к личностно-ориентированному  уроку:

    а) Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

   б) большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью;

   в) Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения.

 

  

  

 

 

 

 


Информация о работе Личностно-ориентированное обучение